МиГ-25
Предназначен для решения задач противовоздушной обороны небольших территорий, важных объектов военно-государственного значения и группировок войск.

История
В конце 1960-х годов в СССР была развёрнута разработка военного самолёта, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика Конвэр B-58 «Хастлер» и его модернизированных последователей, а также разработанного американцами Норт Америкэн B-70 «Валькирия», который был способен развивать трёхкратную скорость звука. Был сделан заказ на конструкцию истребителя, способного развивать трёхкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м. 3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян был удостоен звания Героя Советского Союза.

Конструктивные особенности
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением. Силовая конструкция - сварная, из нержавеющей стали. Обшивка крыла - частично из титана, частично - из алюминиевого сплава. На 80% планер выполнен из никелевых сталей марок ВНС-2, ВНС-4 и ВНС-5, 8% составляют титановые конструкции и 11 % - детали из специального термостойкого алюминиевого сплава Д19. Крыло с углом стреловидности по передней кромке 42,5, в корневой части 41. Летчик размещается на катапультном кресле КМ-1М, которое обеспечивает аварийное покидание самолета на любой высоте при скорости не менее 130 км/ч. На самолете имеется тормозная парашютная двухкупольная система с площадью парашютов 60 и 50 м2. В левом подфюзеляжном гребне размещается опускаемый вниз при посадке щуп, который, касаясь поверхности ВПП непосредственно перед приземлением, приводит в действие систему автоматического выпуска тормозных парашютов
Вооружение
Четыре УР средней дальности Р-40Т с ТГС и Р-40Р с радиолокационной полуактивной системой наведения (до 50 км).
Модификации
МиГ-25БМ ("изделие 02М") - ударный самолёт для уничтожения РЛС противника. Разработан в 1976 году на базе разведчика-бомбардировщика. Оснащён аппаратурой РЭБ и 4 управляемыми ракетами Х-58У. Выпускался в 1982-1985 годах. Принят на вооружение в 1988 году.
МиГ-25П ("изделие 84") - перехватчик. Первые 7 предсерийных самолётов изготовлены в 1966 году. Серийно выпускался в 1971-1979 годах.
МиГ-25П ("изделие 99") - опытный самолёт с двигателями Д-30Ф-6 конструкции П.А.Соловьёва. В 1975 году переоборудовано 2 самолёта.
МиГ-25П-10 - летающая лаборатория для отработки катапультного пуска ракет Р-33.
МиГ-25ПД ("изделие 84Д") - перехватчик доработанный. Разработан в 1976-1978 годах после угона МиГ-25П в Японию. Был изменён состав оборудования, установлены двигатели Р-15БД-300. Выпускался с 1979 года. С изменённым составом оборудования экспортировался в Алжир, Ирак (20 самолётов) и Сирию (30).
МиГ-25ПД ("изделие 84-20") - летающая лаборатория. В 1991 году переоборудован 1 самолёт.
МиГ-25ПДЗ - перехватчик с системой дозаправки топливом в воздухе. Переоборудован 1 самолёт.
МиГ-25ПДС - перехватчик, доработанный в строю. В 1979-1982 годах самолёты МиГ-25П переоборудовались на ремонтных заводах по типу МиГ-25ПД.
МиГ-25ПДСЛ - летающая лаборатория. Оснащался станцией радиопомех и устройством выброса инфракрасных ловушек. Переоборудован 1 МиГ-25ПДС.
МиГ-25ПУ ("изделие 22") - учебный перехватчик. Отличался наличием второй кабины. Выпускался с 1969 года.
МиГ-25ПУ-СОТН - летающая лаборатория (самолёт оптико-телевизионного наблюдения). В 1985 году переоборудован 1 самолёт для исследований по программе "Буран".
МиГ-25Р ("изделие 02") - разведчик. Выпускался в 1969-1970 годах.
МиГ-25РБ ("изделие 02Б") - разведчик-бомбардировщик. От МиГ-25Р отличался оборудованием для подвески бомб. Мог нести ядерное оружие. Выпускался в 1970-1972 годах. Поставлялся в Алжир (30 самолётов), Ирак (8), Ливию (5), Сирию (8), Индию (6) и Болгарию (3).
МиГ-25РБВ ("изделие 02В") - вариант МиГ-25РБ со станцией СПС-9 "Вираж". Переоборудовались серийные самолёты, начиная с 1978 года.
МиГ-25РБВДЗ - вариант МиГ-25РБВ с системой дозаправки топливом в воздухе.
МиГ-25РБК ("изделие 02К") - самолёт радиотехнической разведки. Оснащался аппаратурой Куб-3 (Куб-3М). Выпускался в 1972-1980 годах. В 1981 году был модернизирован.
МиГ-25РБН ("изделие 02Н") - ночной разведчик-бомбардировщик. Отличался наличием ночного АФА НА-75 и станцией "Вираж". Переоборудовались МиГ-25РБ и МиГ-25РБВ.
МиГ-25РБС ("изделие 02С") - разведчик с РЛС бокового обзора "Сабля". Выпускался в 1972-1977 годах.
МиГ-25РБТ ("изделие 02Т") - разведчик-бомбардировщик со станцией радиотехнической разведки "Тангаж". Выпускался с 1978 года.
МиГ-25РБФ ("изделие 02Ф") - модернизированный. В 1981 году на самолётах МиГ-25РБК заменено бортовое радиоэлектронное оборудование.
МиГ-25РБШ ("изделие 02Ш") - разведчик-бомбардировщик с РЛС БО "Шар-25". В 1981 году переоборудована часть МиГ-25РБС.
МиГ-25РБШДЗ - вариант МиГ-25РБШ с системой дозаправки топливом в воздухе.
МиГ-25РР - самолёт радиационной разведки.
МиГ-25РУ ("изделие 39") - учебный разведчик. Отличался наличием второй кабины. Выпускался с 1972 года.
МиГ-25РУ "Буран" - летающая лаборатория. Переоборудован 1 самолёт для отработки катапультных кресел космического корабля "Буран".

Состояние
К середине 1990-х гг. перехватчики этого типа сняты с вооружения войск ПВО России. Самолёты, ещё не вылетавшие своего ресурса, были законсервированы и переданы на базы хранения. Также сняты с вооружения ВВС Украины. Небольшое число истребителей осталось на вооружении ряда стран СНГ, в частности, ПВО Беларуси (13). В ВВС России МиГ-25П заменены самолётом нового поколения МиГ-31. Разведывательная модификация МиГ-25РБ все ещё находится на вооружении российских ВВС.

Боевое применение
В конце 1960-х и начале 1970-х несколько МиГ-25 проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты над оккупированным Израилем Синайским полуостровом. Этот эпизод военной карьеры МиГ-25 так же известен тем, что именно тогда МиГ-25 поставил свой неофициальный рекорд скорости в 3395 км/ч или М=3.2 «по данным израильских радаров». Также известны многократные случаи перехода Миг-25 скоростного барьера М=3 в строевых частях ВВС. По заверениям главного конструктора самолёта переход самолёта на скорость М=3 и выше снижает ресурс планера, но не наносит ему повреждений также как и двигателю.

Наиболее интенсивно МиГ-25 использовался в составе ВВС Ирака. Во время ирано-иракской войны самолёты этого типа активно применялись для воздушной разведки, а также как истребители-бомбардировщики. Несколько МиГ-25 было потеряно по различным причинам. В то же время МиГам удалось сбить несколько иранских самолётов и вертолётов. Два МиГ-25 были сбиты американскими F-15 в 1991 во время войны в Персидском заливе, ещё один — через некоторое время после её окончания. На счету МиГ-25 единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» — F/A-18, сбитый в первую ночь войны. В 2002 иракский МиГ-25 сбил ракетой американский беспилотный самолёт-разведчик. Накануне начала вторжения коалиционных войск в Ирак в 2003 МиГ-25 выполнили несколько разведывательных полётов над Саудовской Аравией.
ВВС Сирии в 1981—1982 потеряли три МиГ-25 во время боевых действий против Израиля. Кроме того, существует информация о том, что МиГ-25 применялись во время армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе.
МиГ-25П | МиГ-25ПД | ||
---|---|---|---|
Обозначение НАТО | «Foxbat-A» | «Foxbat-E» | |
Неофициальное войсковое название | «Летающий гастроном» 1 | ||
Экипаж, чел | 1 | 1 | |
Первый полет | 9 сентября 1964 | 1977 | |
Принят на вооружение | 13 апреля 1972 | 1979 | |
Размеры | |||
МиГ-25П | МиГ-25ПД | ||
Размах крыла, м | 14.015 | 14.015 | |
Длина самолета (без ПВД), м | 19.75 | 19.75 | |
Высота самолета, м | 6.5 (5.139)2 | ||
Площадь крыла, м2 | 61.40 | ||
Массы | |||
МиГ-25П | МиГ-25ПД | ||
Взлётная, кг | нормальная (100% топлива во внутренних баках, 4 УР Р-40) | 36720 | |
без внешних подвесок | 34920 | ||
Масса топлива, кг | во внутренних баках | 14570 | |
во внутренних баках и ПТБ | 19450 | ||
Силовая установка | |||
МиГ-25П | МиГ-25ПД | ||
Двигатели | 2 ТРДФ Р-15Б-300 | 2 ТРДФ Р-15БД-300 | |
Тяга, кГc (кН) | нефорсированная | 2х7500 (2x73.5) | 2х8800 (2x86.3) |
форсированная | 2х11200 (2x109.8) | 2х11200 (2x109.8) | |
Лётные данные | |||
МиГ-25П | МиГ-25ПД | ||
Максимальная скорость, км/ч (M=) | на высоте | 3000 (2.83) | 3000 (2.83) |
у земли | 1200 | ||
Практический потолок, м | без подвесок | 24300 | |
с четыремя УР | 20700 | ||
Практическая дальность полёта, км | на сверхзвуковой скорости (М=2.35) | 1250 | |
на дозвуковой скорости | 1730 | ||
Продолжительность полета | 2 ч 5 мин | ||
Длина разбега, м | 1250 | ||
Длина пробега (с тормозным парашютом), м | 800 | ||
Посадочная скорость | 290 км/ч | ||
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 4.5 | 5 | |
Оборудование | |||
МиГ-25П | МиГ-25ПД | ||
БРЛС | «Смерч-А» | «Сапфир-25» (РП-25) | |
Угол обзора | в горизонтальной плоскости | +/-60° | +/-56° |
в вертикальной плоскости | 6° | 6° | |
Вооружение | |||
МиГ-25П | МиГ-25ПД | ||
Подвесное | Количество внешних узлов подвески | 4 | 4 (6) |
УР «воздух-воздух» | 2 Р-40Т с ТГС и 2 Р-40Р или 4 Р-40Р. | 2 Р-40РД и 2 Р-40ТД, или 4 Р-40РД или 2 Р-40РД и 4 Р-60М |