Су-30
Су-30 (по кодификации НАТО — Flanker-C) — советский/российский многоцелевой истребитель с экипажем 2 человека. Представляет собой модернизированную версию Су-27УБ. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе, дальнего патрулирования, сопровождения самолётов дальней авиации, радиолокационного наблюдения, наведения и управления, а также может использоваться как учебно-боевой самолёт.
В отличие от Су-27УБ, Су-30 способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей. На Су-30 применялись системы дозаправки топливом в полёте, навигационные системы, был расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была усовершенствована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением, была значительно повышена боевая эффективность самолёта.
История создания
Многоцелевой истребитель Су-30 был создан на базе учебно-боевого самолета Су-27УБС путем его глубокой модернизации (установлена система дозаправки в воздухе и усовершенствованное БРЭО). Разработан ОКБ им. П.О. Сухого (ныне ОАО "Компания "Сухой"), серийно производится Иркутским авиационным заводом с 1992 г.
Работы начались в 1985 г. установкой на втором летном экземпляре (Т-10У-2) системы дозаправки топливом и частичного изменения оборудования (установлена штанга системы дозаправки, оптический блок сместился к правому борту). Самолета поднялся в воздух впервые 10.09.1986 г., в июне 1987 г. – совершил беспосадочный перелет Москва - Комсомольск-на-Амуре, в марте 1988 г. - Москва - Комсомольск-на-Амуре – Москва (протяженность 13440 км, длился 15 ч 42 мин., проведено 4 дозаправки топливом в воздухе).
В дальнейшем на базе Су-27УБ создается модификация Су-27ПУ для авиации ПВО. Он должен быть способен к длительным полетам, уничтожать самолеты-носители, крылатые ракеты и другие воздушные цели в любых метеоусловиях днем и ночью при радиоэлектронном противодействии со стороны противника самостоятельно и в группе, а также выполнять функции воздушного командного пункта. В 1988 г. в Иркутском филиале ОКБ Сухого были доработаны 2 серийных Су-27УБ (Т-10ПУ-5, Т-10ПУ-6). Первый полет состоялся 31.12.1988 г., а вскоре было принято правительственное решение о развертывании серийного производства этого самолета как Су-30 на Иркутском авиационном заводе. В 1990 г. самолет Т-10ПУ-5 был переоборудован в летающую лабораторию для испытаний двигателей с ОВТ.
Назначение
Многоцелевой истребитель Су-30 предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе (перехват и уничтожению пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов), обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных (надводных) целей.
Конструктивные особенности
До начала 1990 гг. по боевым возможностям оценивался как самый мощный истребитель в мире и превосходил все серийные зарубежные истребители по маневренным возможностям. Выполнен по интегральной схеме. Оснащен автоматически отклоняющейся механизацией передней и задней кромок крыла, а также воздухозаборником, обеспечивающим защиту двигателей от попадания посторонних предметов. В головной части фюзеляжа находится двухместная кабина с размещением экипажа по схеме "тандем" с полным дублированием всех органов управления.Двигатели
Двигательная установка включает два турбореактивных двухконтурных двигателя форсажных (ТРДДФ) АЛ-31Ф мощностью по 12500 кгс каждый.
Оборудование
Самолет оснащен комплексной системой управления вооружением в составе когерентного импульсно-доплеровского радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-27 (дальность обнаружения МиГ-21 в передней/задней полусфере 80-100/30-40 км, сопровождение до 10 целей, одновременный пуск УР по 2 целям), оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-27 (теплопеленгатор с лазерным дальномером) и нашлемной системы целеуказания НСЦ-27. Кроме того, на самолете установлен пилотажно-навигационный комплекс (информационный комплекс высокоскоростных параметров ИК-ВСП, автоматический радиокомпас АРК-19 или АРК-20, радиовысотомер А-38, радиотехническая система ближней навигации), автопилот, комплекс средств связи (УКВ-радиостанция Р-800, KB-радиостанция Р-864, аппаратура записи переговоров), бортовой комплекс РЭБ (станция предупреждения о радиолокационном облучении "Береза", устройство выброса ИК ловушек и диполей), аппаратура приборного наведения по помехозащищенной линии "Бирюза", электродистанционная аналоговая система управления (СДУ) с четырехкратным резервированием, система ограничительных сигналов (СОС) для предотвращения выхода на закритические режимы, катапультное кресло К-36ДМ. На крайних крыльевых узлах подвески, вместо возможна установка контейнеров станции помех.Вооружение
Для выполнения боевых задач самолет имеет встроенную 30-мм пушку ГШ-301 (150 снарядов); ракетное (до 6 УР Р-27Р1 или Р-27ЭР1, до 2 УР Р-27Т1 или Р-27ЭТ1, до 6 УР Р-73 класса "воздух-воздух", до 4 блоков НАР С-8, С-13), бомбовое (до 38 бомб калибра 100 кг, или до 28 бомб калибра 250 кг, или до 8 бомб калибра 500 кг, до ЗБ-500, РБК-500) вооружение. Для его размещения имеется 12 узлов внешней подвески. Максимальная/нормальная боевая нагрузка может достигать 6000-8000/1400 кг (в зависимости от модификации).
Модификации
Су-30М - ударный самолет для фронтовой авиации;
Су-30МК – разработан в 1993 г. как многофункциональный истребитель (модернизированный коммерческий). Оснащен БРЭО нового поколения. Второй член экипажа стал штурманом-оператором. Способен применять по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие (ВТО) класса "воздух-поверхность", с дальностью пуска до 250 км; одновременно обстреливать несколько целей; нести 8000 кг вооружения. Имеет две дополнительные, по сравнению с Су-30 и Су-27УБ, точки подвески. Часть аппаратуры размещена в контейнерах на внешних узлах подвески;
Су-30МКИ – ударный самолет, предназначенный для поставок в Индию. Отличается составом БРЭО французского, российского, израильского и индийского производства, новыми двигателями АЛ-31ФП с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и адаптированные под индийские сорта топлива, усиленной передней опорой шасси со спаренными колесами, спутниковой навигационной системой;
Су-30КИ - модификация одноместного истребителя Су-27СК, отличающаяся от базовой модели установкой системы дозаправки в воздухе, имеет увеличенный на 50-80% боевой радиус действия при действии по воздушным целям и в 2-3 раза по наземным целям, оснащен системами спутниковой и ближней навигации, сопряженными с бортовой ЭВМ. Остальное оборудование и система управления оружием остались без изменения. Впервые за рубежом продемонстрирован на международной авиационной выставке LIMA-99 в Малайзии;
Су-30М2 – модифицирован для применения ВТО, что придало ему свойства самолета "четыре плюс";
Су-30МКК – создан для поставок Китаю в количестве нескольких десятков самолетов с расширенными ударными возможностями для замены стареющего парка бомбардировщиков типа Ил-28 и Ту-16. В отличии от индийского варианта на Су-30МКК отсутствует от переднего горизонтального оперения и двигателя с управляемым вектором тяги. Вертикальное оперение подобно оперению Су-35 и имеет мощную УКВ антенну. Самолет оснащен новой РЛС Н001ВЭ с дальностью действия до 100 км в передней полусфере и 40 км в задней, системами ведения групповых боевых действий, управления оружием с TВ-самонаведением (ракеты Х-59М, Х-29Т, Х-31П, управляемые авиабомбы КАБ-500), имеет 12 точек подвески и способен нести до 8 т оружия.
Модификации
- Су-30МК (модернизированный, коммерческий) — двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Первоначально создавался для ВВС России, но экономический кризис заставил Министерство обороны РФ отказаться от закупок самолётов этого типа
- Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) — версия Су-30МК для Алжира.
- Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) — версия Су-30МК для Индии.
- Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) — версия Су-30МК для Китая.
- Су-30МК2 — усовершенствованная версия Су-30МК.
- Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малазийский) — версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ.
- Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, венесуэльский) — версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
- Су-30М2 — модернизированный Су-30МК2, предназначенный для ВВС России.
На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства — бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.
Лётно-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 21,9 м
- Размах крыла: 14,7 м
- Высота: 6,36 м
- Площадь крыла: 62 м²
- Масса:
- пустого: 16380 кг
- Нормальная взлётная масса: 24900 кг
- Максимальная взлётная масса: 34500 кг
- Предельная взлетная масса: 38800 кг
- топлива: 9640 кг
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 532 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 398 кг/м²
- Двигатели: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30М2)
- Тяга максимальная: 2 × 7770 кгс
- Тяга на форсаже: 2 × 12 500 кгс
- Масса двигателя: 1520 кг
- Углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
- Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлётной массе: 1,00
- при максимальной взлётной массе: 0,84
- при предельной взлётной массе: 0,76
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 2125 км/ч (2,0 М)
- у земли: 1350 км/ч (1,13 М)
- Дальность полета:
- у земли: 1270 км
- на высоте: 3000 км
- боевой радиус: 1500 км
- Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
- Практический потолок: 17300 м
- Скороподъёмность: 13800 м/мин
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
- Длина разбега/пробега: 550/750 м
Вооружение
- Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
- Точки подвески: 12
- Боевая нагрузка: 8000 кг
- Подвесные вооружения:
-
- 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
- Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
- Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
- Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.
Основное бортовое радиоэлектронное оборудование
- 1. Система управления вооружением
- 1.1. Система управления вооружением "воздух-воздух"
- 1.1.1. Радиолокационный прицельный комплекс
- 1.1.2. Оптико-электронная прицельная система
- 1.1.1. Радиолокационный прицельный комплекс
- 1.1.2.1. Оптико-локационная станция
- 1.1.2.2. Нашлемная система целеуказания
- 1.1.3. Система единой индикации с индикатором на лобовом стекле
- 1.1.4. Запросчик аппаратуры системы госопознавания
- 1.2. Система управления вооружением "воздух-поверхность"
- 1.2.1. Цветные многофункциональные жидкокристаллические индикаторы
- 1.2.2. Бортовая цифровая вычислительная машина
- 1.2.3. Спутниковая навигационная система
- 1.2.4. Система управления оружием
- 1.2.3. Спутниковая навигационная система
- 1.2.2. Бортовая цифровая вычислительная машина
- 1.2.1. Цветные многофункциональные жидкокристаллические индикаторы
- 1.1. Система управления вооружением "воздух-воздух"
- 2. Система дистанционного управления самолетом
- 3. Ответчик системы государственного опознавания
- 4. Антенно-фидерная система
- 5. Пилотажно-навигационный комплекс
- 5.1. Цифровая вычислительная машина
- 5.2. Информационный комплекс вертикали и курса
- 5.3. Радиотехническая система ближней навигации
- 5.4. Система международной навигации
- 5.5. Система автоматического управления
- 5.6. Информационный комплекс высотно-скоростных параметров
- 5.7. Система воздушных сигналов
- 6. Средства радиоэлектронного противодействия
- 6.1. Станция предупреждения об облучении с блоком наращиваемого устройства
- 6.2. Устройство сброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей
- 6.3. Станция активных помех (в контейнере)
- 7. Комплекс средств связи
- 7.1. Связная радиостанция МВ-ДМВ диапазона
- 7.2. Связная радиостанция МВ-ДМВ диапазона
- 7.3. Связная радиостанция КВ диапазона
- 8. Бортовая автоматизированная система контроля
- 8.1. Обобщенная система встроенного контроля и предупреждения экипажа
- 8.2. Аппаратура регистрации полетной информации
- 8.3. Бортовая аппаратура оповещения об аварийных ситуациях
- 9. Система видео регистрации
- 9.1. Бортовой видеорегистратор
- 9.2. Телевизионная камера переднего обзора
- 9.3. Видеоконтролер
- 10. Самолетный ответчик
- 11. Система телекомандного наведения
- 12. Оптико-электронная прицельная система контейнерного типа
БРЛС Н011 Барс
Тактико-Технические характеристики (для самолета Су-30МКИ)
- Диапазон частот: Х (8 — 12 ГГц)
- Зона контроля:
- Электронное сканирование:
- По азимуту: ± 3 — 10°
- По углу места: −14 — +40 °
- Механическое сканирование:
- По азимуту: ± 70 °
- Электронное сканирование:
- Количество каналов приёмника: 3
- Количество целей, обрабатываемых одновременно:
- Сопровождаемых: 15
- Обстреливаемых: 4
- Коэффициент шума приёмника: не более 3 дБ
- Мощность передатчика:
- Импульсная: 4,5 кВт
- Средняя: 1,5 кВт
- Подсвета и наведения: 1 кВт
- Дальность обнаружения целей (не менее):
- «Истребитель»: 120—140 км
- «Железнодорожный мост»: 80-120 км
- «Группа танков»: 40-50 км
- «Эсминец»: 120—150 км
- Максимальная разрешающая способность: 10 м
ОЛС-30 52Ш
источник
- Назначение:
- круглосуточное обнаружение воздушных целей по их тепловому излучению
- автоматическое сопровождение воздушных целей
- лазерное дальнометрирование воздушных и наземных целей для стрельбы из пушечной установки
- лазерный подсвет наземной цели для применения УР с лазерной ГСН
- Состав:
- система стабилизации поля зрения
- теплопеленгатор для воздушной цели
- лазерный дальномер-подсветчик для воздушной и наземной цели
Тактико-Технические характеристики (для самолета Су-30МК)
- Диапазон углов визирования, град:
- по углу места: -15… +60
- по азимуту: ± 60
- Диапазон рабочих температур: -50… +60
- Габариты ОЭУ: 841х916х575мм
- Масса комплекта: 200кг.