МиГ-29УБ
Для обеспечения эффективной подготовки летчиков ВВС и быстрого освоения ими нового самолета МиГ-29 ОКБ им. А.И.Микояна в соответствии с постановлением правительства от 19 января 1976 г. разработал двухместный учебно-боевой вариант истребителя, получивший обозначение МиГ-29УБ (изделие «9-51»). Чтобы разместить вторую кабину (для инструктора) без существенного изменения конструкции фюзеляжа, решено было демонтировать все оборудование радиолокационно-прицельного комплекса, включая бортовую РЛС Н019, а для отработки задач прицеливания и применения оружия на «спарке» сохранили в полном составе оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с оптико-локационной станцией КОЛС и НСЦ, несколько модифицировав его с учетом установки дублированной системы индикации и управления (ОЭПрНК-29УБ). В соответствии с таким упрощением системы вооружения из состава вооружения МиГ-29УБ исключили ракеты с радиолокационным наведением, оставив ракеты только с тепловым наведением, авиабомбы и НАР, размещаемые на шести подкрыльевых точках подвески, а также встроенную пушку. Кабину инструктора разместили за кабиной обучаемого и оснастили ее полным комплектом органов управления и системы индикации и таким же катапультируемым креслом. Общий для обеих кабин фонарь открывался вверх-назад и был снабжен над местом инструктора перископом с большим экраном и зеркалом, выпускаемым в поток на посадке и при рулении.
Наличие на МиГ-29УБ комплекса ОЭПрНК-29УБ позволило обучать летчиков, а при необходимости и вести на нем ближний маневренный воздушный бой, а также наносить удары по визуально видимым наземным целям бомбами и неуправляемыми ракетами, как на одноместном боевом самолете. Для подготовки к полетам на перехват, работе с РЛС и применению ракет, а также к действиям в особых случаях при отказах оборудования на «спарке» была установлена соответствующая имитационная аппаратура.
Первый прототип МиГ-29УБ №951 (бортовой №51) поднялся в воздух 29 апреля 1981 г. В 1982 г. ОКБ построило второй опытный самолет, получивший №952 (бортовой №52). Первый вылет его состоялся 23 августа 1982 г. Испытания 952-й продолжались до 10 апреля 1986 г., когда на ней был произведен последний, 213-й полет, после чего она была разобрана, а консоли ее крыла использовали на опытном самолете МиГ-29 №916. Оставшиеся части конструкции этого самолета были отправлены в Рижское ВВАИУ им. Я. Алксниса, на кафедру «Конструкция и прочность летательных аппаратов» для использования в качестве учебного пособия. После расформирования училища самолет был передан, при активном содействии известного латвийского художника Олега Тилберга, нашему Музею, где и находится по настоящее время, являясь самым современным летательным аппаратом в экспозиции. Характерными особенностями этого самолета является бортовой номер 52 синего цвета и на концевых частях килей имеются надписи № 952 (изделие «9-51», 2-й самолет). Кроме того,на элементах конструкции, внутри самолета отчетливо видны надписи 9-51-2.
В 1985 г. МиГ-29УБ был запущен в серийное производство на Горьковском авиационном заводе. Официально на вооружение МиГ-29УБ был принят в 1991 г. В Горьком к этому времени построили уже почти две сотни таких машин. Самолёт поставлялся на экспорт наравне с основной одноместной модификацией в такие страны как Алжир, Бангладеш, Бирма, Болгария, Венгрия, ГДР, Индия, Ирак, Иран, Казахстан, Куба, Малайзия, Перу, Польша, Румыния, Северная Корея, Северный Йемен, Сирия, Чехословакия, Эфиопия, Эритрея, Югославия. В результате политических изменений начала 90-х годов ХХ века МиГ-29 в парк своих ВВС добавили Белоруссия, Германия, Молдавия, Словакия, Туркмения, Узбекистан и Украина.
Летно-технические характеристики МиГ-29УБ:
Экипаж, чел. | 2 |
Длина самолёта, м | 17,42 |
Высота самолёта, м | 4,73 |
Размах крыла, м | 11,36 |
Площадь крыла, м2 | 31,80 |
Вес пустого самолёта, кг | 10800 |
Нормальный взлётный вес, кг | 14600 |
Двигатель | 2 х РД-33, |
Запас топлива | 4650 л во внутренних баках + |
Максимальная скорость на высоте, км/ч=2230 (М=2.1) | |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 1500 |
Практический потолок, м | 17500 |
Дальность полёта, км | 2100 |
Разбег/пробег, м | 700/450 |
Максимальная перегрузка, ед. | +9,0...-3,0 |
Вооружение | 1 х 30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов); 2 х пушечных контейнера УПК-23 |