МиГ-29К
МиГ-29К — («9-31», «9-41», двухместный МиГ-29КУБ («9-47»), по кодификации НАТО: Fulcrum-D — русск. Средство достижения цели) — советский/российский палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29.
МиГ-29К был разработан взамен проекта МиГ-23К, разрабатывавшегося в начале 70-х годов для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В группу должны были входить: Су-24К, МиГ-23К, Ан-71, а также перспективный самолёт-торпедоносец. Однако в связи со смещением времени постройки полноценного авианесущего крейсера на более поздний срок, а также благодаря стараниям конструкторов наших КБ, удалось убедить чиновников МО в необходимости разработки проектов на основе будущих перспективных самолётов Су-27 и МиГ-29. В группе палубной авиации для 29-ки отводилась роль многофункциональной машины (аналогично американскому F-14): как штурмовика, так и самолёта завоевания превосходства в воздухе на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.
Разработка концепции самолёта началась с 1978 года, а непосредственное проектирование машины началось в 1984 году, однако к испытаниям на комплексе НИТКА от ОКБ МиГ приступили сперва на обычном МиГ-23, а потом на МиГ-29ЛЛ-летающая лаборатория (от обычного МиГ-29 он отличался отсутствием РЭО и усиленым шасси) и 21 августа 1982 г. летчик-испытатель А. Г. Фастовец впервые выполнил взлёт с трамплина. Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова.
Однако проект МиГ-29К с начала 1990-х годов не мог рассчитывать на госзаказ, продвижение Симоновым машины Су-25УТГ в качестве учебно-тренировочного самолёта и его связи, как бывшего замминистра, не позволили сделать авиагруппу смешанной. Этому же способствовал экономический кризис, государство не могло финансировать одновременно два проекта, поэтому проект МиГ-29К был закрыт, однако его в инициативном порядке за свои деньги продвигало КБ. Сейчас эта машина оборудована аналогично МиГ-29М2(МиГ-35).
МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4++». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.
Перечень изменений внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ", двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архикектурой.
МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
Также МиГ-29К победил в конкурсе на комплектование авиакрыла индийского авианосца «Vikramaditya» и перспективного авианосца ВМС Индии.
Министерство обороны РФ планирует до конца 2011 года закупить для ВМФ России 26 палубных истребителей МИГ-29К, успешные испытания которых прошли на Северном флоте, для оснащения авианосца «Адмирал Кузнецов». Закупка этих самолетов упрощается тем, что они были разработаны по заказу Индии в рамках контракта на продажу этой стране после модернизации авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»). Индия оплатила по контракту ценой в $730 млн разработку и поставку 16 таких истребителей, стоимость 26 машин для ВМФ России можно оценить в сумму около $1 млрд. В рамках испытаний самолеты МиГ-29К и МиГ-29КУБ 28 и 29 сентября 2009 года совершили несколько посадок и взлетов с палубы авианесущего крейсера Северного флота «Адмирал Кузнецов», находящегося в акватории Баренцева моря. За ходом испытаний наблюдали представители Минобороны РФ и ВМС Индии. В январе 2010 года, Россия и Индия согласовали новый контракт на поставку ещё 29 самолётов МиГ-29К и МиГ-29КУБ, для оснащения двух строящихся индийских авианосцев, а 12 марта, контракт по этому соглашению был подписан в Дели.
Модификации
- МиГ-29К 9-31
- МиГ-29К 9-41
- МиГ-29КУБ 9-47
Тактико-технические характеристики МиГ-29К
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек (2 для МиГ-29КУБ)
- Длина: 17,37 м
- Размах крыла: 11,99 м
- Высота: 5,175 м
- Площадь крыла: 42 м²
- Масса:
- пустого: ~12700 кг
- нормальная взлётная масса: 17770 кг
- максимальная взлетная масса: 22400 кг
- Объем топлива:
- внутренний: 5670 л
- с ПТБ: 9470 л
- Двигатель:
- тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
- модель: «РД-33К»
- тяга:
- максимальная: 2 × 5500 кгс
- на форсаже: 2 × 8800 кгс
- на взлетном режиме: 2 × 9400 кгс
- масса двигателя: 1055 кг
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 2300 км/ч (2,17 М)
- у земли: 1400 км/ч (1,17 М)
- Дальность полета:
- на большой высоте:
- без ПТБ: 1650 км
- с 3 ПТБ: 3000 км
- на малой высоте: 750 км
- боевой радиус: 800 км
- на большой высоте:
- Практический потолок: 17000 м
- Скороподъёмность: 18000 м/мин
- Длина разбега: 110—195 м (с трамплином)
- Длина пробега: 90—150 м (с аэрофинишером)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе: 423 кг/м²
- при максимальной взлётной массе: 533 кг/м²
- Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: 0,84
- при нормальной взлётной массе: 1,06
Вооружение
- Пушечное: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
- Боевая нагрузка: 4500 кг
- Точки подвески: 8.