|
Як-141
Як-141 (по классификации НАТО — Freestyle) — второй в мире (после EWR VJ 101) сверхзвуковой многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП). Долгое время оставался единственным в мире самолётом с подобными характеристиками (в США в настоящее время разработан сверхзвуковой самолёт F-35 с укороченным взлётом и вертикальной посадкой). Он был предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего манёвренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Истребитель может эксплуатироваться с взлётно-посадочных площадок ограниченных размеров и в корабельных условиях. Взлёт вертикальный или с коротким разбегом, посадка вертикальная или с коротким пробегом. Возможна эксплуатация с повреждённых аэродромов. По высказанному в российской документальной телепередаче «Ударная сила» мнению, на момент создания Як-141 опережал аналогичные зарубежные разработки на 15-20 лет. Данное высказывание является довольно точным, так как американский истребитель с вертикальным взлетом и посадкой F-35 впервые поднялся в воздух в 2006 году, то есть через 19 лет после первого полета Як-141. С другой стороны, данное сравнение некорректно из-за несопоставимых тактико-технических характеристик самолетов (F-35 - самолет 4+ поколения, Як-141 - 3+/4 поколения).
Предпосылки созданияВ 1970-х годах в ВМФ СССР начали поступать авианесущие крейсера проекта 1143 "Кречет". Это были первые отечественные корабли подобного класса. Их авиакрылья состояли из штурмовиков Як-38. Эти самолёты, однако, несмотря на свою новизну, обладали рядом существенных недостатков, главным из которых являлся очень маленький боевой радиус (250—370 км). Поэтому в 1981-1982 гг. ОКБ Яковлева на основе модернизированного штурмовика Як-38М разработало проект многоцелевого самолёта Як-38МП, главным отличием которого была установка на борту многорежимной РЛС, обеспечивающей применение ракет класса "воздух - воздух" средней дальности и "воздух - корабль" с самонаведением на конечном участке полёта. В то же время ОКБ защитило эскизный проект по новому дозвуковому СВВП Як-39, который имел расчётную дальность полёта в 1,6 раз большую, чем у Як-38М, а также комплекс управляемого ракетного вооружения нового поколения. Эти проекты, впрочем, так и не были реализованы. Было решено отказаться от дальнейшей модернизации Як-38 и создать вместо этого новый самолёт - сверхзвуковой СВВП Як-41, способный противодействовать основным корабельным самолётам вероятного противника. В тактико-техническом решении для него определялся следующий круг решаемых боевых задач: перехват воздушных целей во всём диапазоне высот полёта, завоевание превосходства в воздухе, уничтожение наземных и надводных целей. Испытания9 марта 1987 года самолёт, получивший официальное обозначение Як-141, был впервые поднят в воздух лётчиком испытателем А. А. Синицыным и совершил свой первый полёт по самолётному профилю. 29 декабря 1989 года состоялся первый полёт в режиме висения. С 21 сентября 1991 г. испытания самолётов проводились на борту ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» - в этот день летчиком А. А. Синицыным была совершена первая посадка. В тот же день В. А. Якимов привёл второй самолёт. Целью испытаний было определение совместимости самолёта и его систем с кораблём, а также отработка экстренного старта - поперёк полётной палубы прямо с технической позиции. Однако до отработки второго пункта дело не дошло из-за аварии. 5 октября (по другим данным 3 октября) 1991 года В. А. Якимову при подходе к кораблю не удалось вовремя погасить скорость самолёта. Лётчик, чтобы не выйти за пределы палубы, резко увеличил угол тангажа для торможения. Самолёт просел и ударился опорами шасси о палубу. В результате пробоины в баке начался пожар, и пилот катапультировался. К лету 1992 года оба самолёта в сумме выполнили более 250 полётов. В процессе испытаний было установлено 12 мировых рекордов скороподъёмности и высоты полёта с грузом. Впервые Як-141 был показан мировой общественности на авиакосмическом салоне в Фарнборо 6-13 сентября 1992 года, где был высоко оценён. Тяжёлая экономическая обстановка, сложившаяся после распада СССР, поставила крест на дальнейших испытаниях этого самолёта, хотя по непроверенным данным такие страны как Италия, Индия, Аргентина высказывали желание приобрести его для своих ВВС. ПредставителиВсего было построено четыре опытных самолёта, из них два для стендовых и два для лётных испытаний:
Лётно-технические характеристикиИсточник Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
|
Полезные ссылки для будущих (и настоящих) веб-мастеров: http://info-dvd.ru/bbm/go/artistrpg/a http://info-dvd.ru/bbm/go/artistrpg/p/partner http://info-dvd.ru/bbm/go/artistrpg/p/oborona |
Вся информация и файлы, представленные на этом сайте, предназначены исключительно для ознакомительных целей. |