Одна смерть - это трагедия, миллион смертей - это статистика

Оружие не игрушка! Сайт на стадии разработки!

Як-141

Як-141 (по классификации НАТО — Freestyle) — второй в мире (после EWR VJ 101) сверхзвуковой многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП). Долгое время оставался единственным в мире самолётом с подобными характеристиками (в США в настоящее время разработан сверхзвуковой самолёт F-35 с укороченным взлётом и вертикальной посадкой). Он был предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего манёвренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Истребитель может эксплуатироваться с взлётно-посадочных площадок ограниченных размеров и в корабельных условиях. Взлёт вертикальный или с коротким разбегом, посадка вертикальная или с коротким пробегом. Возможна эксплуатация с повреждённых аэродромов. По высказанному в российской документальной телепередаче «Ударная сила» мнению, на момент создания Як-141 опережал аналогичные зарубежные разработки на 15-20 лет. Данное высказывание является довольно точным, так как американский истребитель с вертикальным взлетом и посадкой F-35 впервые поднялся в воздух в 2006 году, то есть через 19 лет после первого полета Як-141. С другой стороны, данное сравнение некорректно из-за несопоставимых тактико-технических характеристик самолетов (F-35 - самолет 4+ поколения, Як-141 - 3+/4 поколения).

Предпосылки создания

В 1970-х годах в ВМФ СССР начали поступать авианесущие крейсера проекта 1143 "Кречет". Это были первые отечественные корабли подобного класса. Их авиакрылья состояли из штурмовиков Як-38. Эти самолёты, однако, несмотря на свою новизну, обладали рядом существенных недостатков, главным из которых являлся очень маленький боевой радиус (250—370 км). Поэтому в 1981-1982 гг. ОКБ Яковлева на основе модернизированного штурмовика Як-38М разработало проект многоцелевого самолёта Як-38МП, главным отличием которого была установка на борту многорежимной РЛС, обеспечивающей применение ракет класса "воздух - воздух" средней дальности и "воздух - корабль" с самонаведением на конечном участке полёта. В то же время ОКБ защитило эскизный проект по новому дозвуковому СВВП Як-39, который имел расчётную дальность полёта в 1,6 раз большую, чем у Як-38М, а также комплекс управляемого ракетного вооружения нового поколения.

Эти проекты, впрочем, так и не были реализованы. Было решено отказаться от дальнейшей модернизации Як-38 и создать вместо этого новый самолёт - сверхзвуковой СВВП Як-41, способный противодействовать основным корабельным самолётам вероятного противника. В тактико-техническом решении для него определялся следующий круг решаемых боевых задач: перехват воздушных целей во всём диапазоне высот полёта, завоевание превосходства в воздухе, уничтожение наземных и надводных целей.

Испытания

9 марта 1987 года самолёт, получивший официальное обозначение Як-141, был впервые поднят в воздух лётчиком испытателем А. А. Синицыным и совершил свой первый полёт по самолётному профилю. 29 декабря 1989 года состоялся первый полёт в режиме висения. С 21 сентября 1991 г. испытания самолётов проводились на борту ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» - в этот день летчиком А. А. Синицыным была совершена первая посадка. В тот же день В. А. Якимов привёл второй самолёт. Целью испытаний было определение совместимости самолёта и его систем с кораблём, а также отработка экстренного старта - поперёк полётной палубы прямо с технической позиции. Однако до отработки второго пункта дело не дошло из-за аварии. 5 октября (по другим данным 3 октября) 1991 года В. А. Якимову при подходе к кораблю не удалось вовремя погасить скорость самолёта. Лётчик, чтобы не выйти за пределы палубы, резко увеличил угол тангажа для торможения. Самолёт просел и ударился опорами шасси о палубу. В результате пробоины в баке начался пожар, и пилот катапультировался.

К лету 1992 года оба самолёта в сумме выполнили более 250 полётов. В процессе испытаний было установлено 12 мировых рекордов скороподъёмности и высоты полёта с грузом. Впервые Як-141 был показан мировой общественности на авиакосмическом салоне в Фарнборо 6-13 сентября 1992 года, где был высоко оценён. Тяжёлая экономическая обстановка, сложившаяся после распада СССР, поставила крест на дальнейших испытаниях этого самолёта, хотя по непроверенным данным такие страны как Италия, Индия, Аргентина высказывали желание приобрести его для своих ВВС.

Представители

Всего было построено четыре опытных самолёта, из них два для стендовых и два для лётных испытаний:

  • Самолёт без бортового номера - использовался для статических испытаний.
  • Самолёт с б/н 48 - предназначался для испытаний на стенде сил и моментов, а также отработки функционирования силовой установки.
  • Самолёт с б/н 75 - лётный экземпляр, многократно демонстрировался на международных авиасалонах с новым б/н 141, сейчас находится в Музее Военно-Воздушных Сил в Монино.
  • Самолёт с б/н 77 - предсерийный лётный экземпляр, 5 октября 1991 г. потерпел аварию и позже был восстановлен как музейный экспонат.

Лётно-технические характеристики

Проекции Як-141

Источник

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 18,3 м
  • Размах крыла:
    • в сложенном положении: 5,9 м
    • в развернутом положении: 10,1 м
  • Высота: 5 м
  • Площадь крыла: 31,7 м²
  • Масса:
    • максимальная взлетная масса:
      • при разбеге 120 м: 19500 кг
      • при вертикальном взлете: 15800 кг
    • масса топлива:
      • внутри: 4400 кг
      • в ПТБ: 1750 кг
  • Нагрузка на крыло:
    • при максимальной взлётной массе: 615/498 кг/м²
  • Двигатель:
    • тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
    • модель: «Р79В-300»
    • тяга:
      • максимальная: 1 × 9000 кгс
      • на форсаже: 1 × 15500 кгс
    • масса двигателя: 1850 кг
    • управление вектором тяги:
  • Тяговооружённость:
    • при максимальной взлётной массе: 0,78/0,98 кгс/кг

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на высоте: 1800 км/ч (1,7 М)
    • у земли: 1250 км/ч (1,05 М)
  • Перегоночная дальность (при ВВП):
    • на высоте: 1400 км
    • у земли: 650 км
  • Практическая дальность:
    • на высоте:
      • без ПТБ: 1400 км
      • с ПТБ: 2100 км
    • у земли: 1010 км
  • Практический потолок: 15000 м
  • Длина разбега: 120 м (либо вертикальный взлет)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 7 g

Вооружение

  • Пушечное: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
  • Боевая нагрузка: 3000 кг
  • Точки подвески: 6
  • Варианты подвески:
    • УР «воздух-воздух»:
      • Р-77
      • Р-27
      • Р-73
      • Р-60
    • УР «воздух-поверхность»:
      • Х-25
      • Х-31
    • пушечные установки:
      • 23 мм, 250 патронов
    • пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм
    • до шести бомб калибром 500 кг.

Вся информация и файлы, представленные на этом сайте, предназначены исключительно для ознакомительных целей. 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz