Су-25 "Грач"
Предназначен для уничтожения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных объектов в условиях визуальной видимости днем и ночью, а также малоскоростных воздушных целей на переднем крае в тактической и ближайшей оперативной глубине.
Проектирование самолета началось в 1968 году, первый опытный образец (Т8-1) впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Серийное производство одноместных самолетов было налажено в 1981 г., двухместных Су-25УБ - в 1986 г.
Самолет разработан в следующих модификациях:
Су-25К - экспортный вариант (1985);
Су-25Т - противотанковый вариант (1990);
Су-25ТК - экспортный вариант Су-25Т (1991);
Су-25ТМ - модернизированный вариант Су-25Т с улучшенным бортовым оборудованием (1993);
Су-25УТ - (Су-28) двухместный учебно-тренировочный самолет начального обучения (1986);
Су-25УТГ - двухместный корабельный учебно-тренировочный самолет (1987, серийно строился в 1990 - 1991);
Су-25УБ - двухместный учебно-боевой вариант (1985);
Су-25УБК - экспортный вариант самолета Су-25УБ;
Су-25БМ - буксировщик мишеней (1984).
Отличительной особенностью штурмовика Су-25 является высокая выживаемость, которая обеспечивается комплексом специальных средств повышения боевой живучести и конструктивно-компоновочных мер. Цельносварная кабина выполнена из титановой брони толщиной 24 мм с лобовым оптическим бронеблоком для защиты летчика от крупнокалиберных пуль, осколков ракет и снарядов с основных направлений обстрела. Применены: протектирование и заполнение пенополиуретаном топливных баков, противопожарная защита двигательных отсеков, смежных с топлиыными баками, бронезащита жизненно важных агрегатов и систем, тяги управления повышенной живучести диаметром 40 мм, способные выдержать попадание пули калибра 12,7 мм. Общая масса средств повышения боевой живучести составляет 805 кг, что составляет 7,2% нормальной взлетной массы.
На самолете установлены два турбореактивных, одноконтурных двухвальных двигателя Р-95Ш с тягой 40,2 кН/4100 кгс, на последующих модификациях - Р-195 с тягой 44,1 кН/4500 кгс, размещенных по обеим сторонам фюзеляжа в мотогондолах.
Су-25 может автономно эксплуатироваться с аэродромов подскока с прочностью грунта 6-7 кгс/см2 (с использованием аэромобильного комплекса (АМК-8).
В состав бортового оборудования самолета Су-25 входят лазерная станция подсвета и дальнометрирования "Клен-ПС", а также стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8, который позволяет автоматически учитывать баллистику всего класса используемых боеприпасов. Приманяются система предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, устройства выброса дипольных отражателей и ИК патронов (256 патронов).
Навигационно-пилотажное оборудование включает навигационный комплекс КН-23-1 в составе инерциальной курсовертикали ИКВ-1, доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИСС-7, радиотехническо й системы ближней навигации и посадки РСБН-6С. Однако отсутствие сложного радиоэлектронного оборудования на Су-25 затрудняет применение самолета в сложных метеорологических условиях и ночью.
Вооружение штурмовика размещается на 10 внешних точках подвески: восемь точек, рассчитанных на нагрузку по 500 кг для ракетно-бомбового и артиллерийского оружия, и две точки для оборонительных ракет класса "воздух-воздух" малой дальности Р-60. В его состав может входить: УР "воздух-поверхность" с лазерной головкой самонаведения Х-25МЛ, Х-29Л, и С-25Л (2шт.); авиационные бомбардировочные средства поражения массой до 500 кг, общей массой до 4000 кг; неуправляемы авиационные ракеты типа С-5 (калибр 57 мм), С-8 (калибр 80 мм), С-24 (калибр 240 мм) и С-25 (калибр 340 мм) до 8 блоков; до 4 самолетных подвижных пушечных установок СППУ-22 с пушкой ГШ-23Л (боезапас 260 патронов, стволы могут отклоняться вниз на 30о); 2 УР класса "воздух-воздух" малой дальности. На самолете установлена двуствольная неподвижная пушка ГШ-30 слева на борту в нижней носовой части фюзеляжа (калибр 30 мм, боезапас 250 патронов), предназначенная в основном для поражения слабо бронированных целей типа БТР.
Для самолета разработана автономная система технического обслуживания, размещаемая в четырех контейнерах, перевозимых на внешних узлах подвески самолета, обеспечивающая эксплуатацтю с необорудованных аэродромов.
Простота пилотирования, высокая маневренность, малые радиусы разворота, относительно высокая тяговооруженность позволяют самолету Су-25 поражать цели с первого захода, эффективно использовать рельеф местности для выхода из атаки.
Су-25 значительно превосходит своего основного соперника (американский штурмовик A-10A) по скорости полета, тяговооруженности и маневренности.
Серийно изготавливанлся до 1991 г. Построено около 1000 штурмовиков Су-25, в том числе 350 Су-25УБ. Поставлялся в ряд зарубежных стран.
С апреля 1980 года Су-25 учавствовал в боевых действиях а Афганистане. К концу войны численность самолетов была доведена примерно до 50, всего они выполнили 60 тыс. вылетов (один самолет совершал 6-10 вылетов в день); за все время боевых действий было потеряно 23 штурмовика. Су-25 широко использовались также во время ирано-иракской войны (1980-1988).
ЛТХ: |
|
Модификация | Су-25 |
Размах крыла, м | 14.36 |
Длина самолета, м | 15.36 |
Высота самолета, м | 4.80 |
Площадь крыла, м2 | 33.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 9500 |
нормальная взлетная | 14600 |
максимальная взлетная | 17600 |
Топливо |
|
внутренние топливо, кг | 5000 |
ПТБ | 2 |
Тип двигателя | 2 ТРД Р-195 (на первых - Р95Ш) |
Тяга, кН | 2 х 44.13 (40.20) |
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли | 975 |
на высоте | М=0.82 |
Практическая дальность, км | 1850 |
Боевой радиус действия, км |
|
на высоте | 1250 |
у земли | 750 |
Практический потолок, м | 7000-10000 |
Макс. высота боевого применения | 5000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 6.5 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами. |