Су-34
Су-34 (по кодификации НАТО: Fullback — русск. Защитник) — советский/российский фронтовой бомбардировщик (в некоторых источниках классифицируется как истребитель-бомбардировщик), разработан в Советском Союзе в ОКБ Сухого.
История
Первый полёт прототипа Су-34 - Т10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов А. А. Т10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя завоевания господства в воздухе Су-27. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических условиях, днём и ночью. Новые Су-34 призваны заменить более старые бомбардировщики Су-24. В ОКБ Сухого полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую, в отличие от Су-24, осуществлялся через нишу передней опоры шасси.
Весной 1995 новую машину показали во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. В Париже Су-34 выставлялся под обозначение Су-32ФН(Su-32FN). Буквы в обозначении переводились как «Fighter Navy» - морской истребитель.
Самолёт имеет практически неограниченную дальность полета при использовании дозаправки в воздухе. Без неё и без применения дополнительных подвесных топливных баков он пролетает более четырёх тысяч километров.
Главный конструктор — Роллан Гургенович Мартиросов, общее руководство осуществлял Михаил Петрович Симонов.
Поставки
Стоит отметить некоторую путаницу с индексами, которая окружает этот самолёт. Так, в определённый момент машина получила два новых названия — Су-32 и Су-34. Поставляемые в ВВС России носят индекс Су-34. На официальном сайте ОКБ «Сухого» в каталоге продукции фигурирует название Су-32 — скорее всего, оно будет использовано для экспортного варианта, продажи которого начнутся в 2010-12 годах.
- Первые 2 Су-34 были официально переданы в состав ВВС России 15 декабря 2006. Самолёт с бортовым номером «01» поступил в 929-й ГЛИЦ для продолжения госиспытаний. «02» принят в состав Липецкого ЦБП и ПЛС 3 августа 2007.
- «03» был передан ВВС в декабре 2008 года.
- 19 декабря 2009 года получено ещё два Су-34 - бортовые номера «04» и «05».
- 20 декабря 2010 года передано еще 4 бомбардировщика.
До конца 2010 планируется приобрести 32 самолёта. Всего, согласно ГПВ-2015, до 2015 года будет закуплено 48 самолётов Су-34. В общей сложности ВВС намерены приобрести 400 самолетов этого типа, полностью заменив парк фронтовых бомбардировщиков Су-24М.
Серийное производство самолёта разворачивается на Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.
НАПО в начале 2008 года объявило о том, что оно первым в России организовало поточную сборку новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34. Полная стоимость технического вооружения составит более 50 млн евро.
Автоматизация процесса должна привести к тому, что одновременно можно будет собирать до 20 машин, а ремонт самолётов будет проходить в два раза быстрее.
Реконструкция цеха проводилась в течение всего 2007 года. Холдинг «Сухой» выполняет в рамках гособоронзаказа ремонт и модернизацию фронтовых бомбардировщиков Су-24М и сборку новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34.
представитель холдинга «Сухой»:
В настоящее время на НАПО им Чкалова реализуется масштабная программа технического перевооружения: в 2008—2009 годах планируется закупить 43 высокопроизводительных обрабатывающих центра на общую сумму порядка 50 млн евро, что позволит предприятию выйти на качественно новый уровень создания современной авиатехники.
Модернизация 2010 года
8 июня 2010 года стало известно о проходящих государственных испытаниях для новых модификаций бомбардировщиков Су-34. Испытания новых опций для самолета проводятся в Государственном летно-испытательном центре ВВС России в Ахтубинске. Согласно обнародованной информации, испытания закончатся до конца 2010 года, причем часть модификаций может быть допущена к серийному производству уже в 2011 году.
На данный момент известно о следующих новшествах:
- Новые виды ракет "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Их испытания будут завершены в четвертом квартале 2010 года.
- Модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1. Их испытания завершились и двигатель получил разрешение на серийное производство.
- Вспомогательная газотурбинная силовая установка ТА14-130-35, которая позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без применения наземного оборудования. По предварительной оценке, такая установка позволит повысить автономность применения фронтовых бомбардировщиков и расширить список аэродромов их базирования. Как ожидается, все Су-34, выпускаемые с 2011 года будут оснащаться вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35.
Боевое применение
Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии. Самолёт использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех. По наиболее опасным РЭС ЗРК "Бук" и С-125 Су-34 наносил удары ракетами "воздух-РЛС". Бортовой комплекс радиоэлектронной обороны Су-34 показал в ходе ведения боевых действий высокую эффективность.
Тактико-технические характеристики
Источники данных
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 23,3 м
- Размах крыла: 14,7 м
- Высота: 6,0 м
- Площадь крыла: 62 м²
- Угол стреловидности: 42°
- Коэффициент удлинения крыла: 3,5
- База шасси: 6,63 м
- Колея шасси: 4,4 м
- Масса пустого: 22500 кг
- Нормальная взлётная масса: 38240 кг
- Максимальная взлетная масса: 45 000 кг
- Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф-М1
- Тяга:
- максимальная: 2 × 7670 кгс (74,6 кН)
- на форсаже: 2 × 13500 кгс (132,4 кН)
- Степень двухконтурности: 0,571
- Масса двигателя: 1520 кг
Лётные характеристики
- Максимальная скорость на большой высоте: 1900 км/ч (1,8 Маха)
- Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
- Дальность полёта: 4000 км
- Боевой радиус: 1100 км
- Практический потолок: 17000 м
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлетной массе: 616 кг/м²
- при максимальной взлетной массе: 725 кг/м²
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлетной массе: 0,71
- при максимальной взлетной массе: 0,6
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7 (или +9) G
Вооружение
- Пушечное вооружение: 1 × 30 мм пушка ГШ-301
- Точек подвески: 12
- Боевая нагрузка: 8 000 кг различного вооружения на внешней подвеске.