БТР-70
БТР-70 — советский бронетранспортёр — боевая колёсная плавающая бронемашина, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки, в том числе и в условиях применения ОМП. Бронетранспортёр БТР-70 представляет собой плавающую, с круговым бронированием, восьмиколёсную с независимой подвеской (со всеми ведущими колёсами) машину, способную следовать за танками, с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды. Вооружение состоит из пулемёта КПВТ калибра 14,5 мм, и пулемёта ПКТ калибра 7,62 мм.
БТР-70 стал дальнейшим развитием БТР-60. Это, пожалуй, был один из успешных этапов превращения транспортера десанта в многоцелевую боевую машину. На БТР-70 устанавливали два V-образных двигателя ЗМЗ-4905(«ЗМЗ»- Заволжский моторный завод, при Горьковском автозаводе), мощностью 120 л.с., в замен двух рядных ГАЗ-40П мощностью 90 л. с. на БТР-60. На ЗМЗ-4905 использовались те же поршни что и на ГАЗ-40П, был сохранен и рабочий объем цилиндра, однако количество самих цилиндров было увеличено с 6 до 8, отсюда и объяснимое увеличение мощности на треть. Несмотря на разность конструкций оба двигателя имели много общих и взаимозаменяемых деталей, что упрощало их совместный ремонт. Кроме того, оба двигателя имели схожие посадочные крепления, что делало и сами двигатели взаимозаменяемыми. Так замены двигателей БТР-60 ГАЗ-40П на ЗМЗ-4905, были далеко не редкостью. Несмотря на возросшую с 18,2 до 20,9 л.с./т удельную мощность, максимальная скорость БТР-70 осталась той же -80 км/ч. Некоторый ошибочно объясняют это, тем, что оборотистость двигателя и передаточное отношение трансмиссии остались прежними, следовательно, передаточное отношение трансмиссии не позволяло раскрыть возможностей двигателя . Однако, это не так, оборотистость V-образного ЗМЗ-4905 была куда выше рядного ГАЗ-40П, а причиной сохранившейся максимальной скорости был тахометрический ограничитель, установленный для увеличения рабочего ресурса трансмиссии сложной конструкции, к тому же тогда считалось, что большей скорости бронетранспортеру и не требуется. Исходя из экспертных расчетов, потенциальная максимальная скорость БТР-70 превышала 100 км/ч. Вооружение БТР-70 схоже с вооружением БТР-60 поздних модификаций, мощный крупнокалиберный пулемет КПВТ 14,5-мм и среднекалиберный пулемет ПКТ 7,62-мм. По сравнению с БТР-60 была значительно упрошена технологичность производства, так например корпус, за исключением лба, изготавливался из катаных бронелистов единой толщины -6 мм. Существенно улучшилась обзорность. Исходя из реалий тактического применения, объем десанта БТР-70 был сокращен до 8 человек с полной амуницией и обмундированием против 14 человек БТР-60, прозванного за это качество «бочкой с селедкой». Замечание о возросшем комфорте, здесь, пожалуй, будет излишним . БТР-70 принимал участие во многих вооруженных конфликтах последних лет. Этот бронетранспортер 70-х годов стоит на вооружении более 20 стран мира, причем в некоторых в качестве основного. По лицензии его модификации производились в КНР и Румынии. Всего известно около десяти модификаций БТР-70, в том числе и гражданского назначения.
Модификации
- БТР-70КШМ - командно-штабная машина
- БТР-70МС - машина радиосвязи. Отсутствует башня, установлены дополнительные радиостанции.
- БТР-70МД - Казахстанская модификация БТР-70 с двигателем Д-235.9Е2(270 л.с.) вооружена пулеметами калибра 7,62 и 14,5 миллиметра.На модификацию установлены тепловизоры ATS-10 производства турецкой компании «Аселсан».
- ТАВ-77 - Румынская модификация БТР-70
- БТР-70М - модернизированный вариант БТР-70. Установлен дизельный двигатель КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с., вместо двух бензиновых двигателей, а также агрегаты трансмиссии от БТР-80.
Машины на базе
- 2С11 «Нона-СВ» - советская экспериментальная 120-мм САУ
- 2С14 «Жало-С» - советская экспериментальная 85-мм противотанковая САУ.
- «БТР-Космос» - действующая модель инопланетного «танка»-автомата для съёмок кинофильма «Обитаемый остров».