T-64
Т-64 — советский основной боевой танк. Создан в начале 1960-х в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению, серийно выпускался с 1963 года, параллельно со средними танками Т-55 и Т-62. Принят на вооружение Советской армии в 1967 году под маркой «средний танк Т-64».
Т-64 имел пушку калибра 115 мм 2А21 (Д-68) и спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. На нём впервые применили автоматическую систему заряжания орудия с выбором типа снарядов, что позволило убрать из экипажа заряжающего. Экипаж танка состоял из трёх человек. На танке также был установлен первый дальномер. Броня танка стала составной, чтобы противостоять новым видам куммулятивных снарядов с пластиковым зарядом. Ходовая часть снаружи получила защитные поворотные щиты, с той же целью. С танка за ненужностью был убран зенитный пулемёт, поскольку скорости фронтовой авиации существенно выросли.
Дальнейшее модификация танка Т-64А получила более толстую броню и пушку калибра 125 мм, что фактически изменило прежнюю классификацию танков на средние и тяжёлые. Новый танк сочетал в себе качества и тех и других, поэтому стал первым основным танком. На основе конструкции Т-64 в дальнейшем были разработаны танки Т-80 и Т-84.
История создания
Принципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.
Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у Морозова задолго до начала работ над объектом 430, а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 году.
Описание конструкции
Т-64 имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боезапаса в механизме заряжания. Наиболее очевидными отличиями от компоновки Т-64 от прежних советских средних танков стал предельно уменьшенный — до 9,71 кубических метров — забронированный объем, что было осуществлено за счет сокращения экипажа до трех человек и снижения высоты корпуса и башни.
Силовая установка: Двигатель 5ТД,позднее (5ТДФ). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турботюршневой двигатель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной продувкой, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.
Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.
Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жесткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией.
Вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А21). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена автоматом заряжания. Автомат заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней. В его конвейере уложены 30 выстрелов раздельного заряжания в любом наборе: бронебойные подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 10 — в отделении управлений и в боевом[7]. Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ.
Опытные образцы на базе танков Т-64А и Т-64Б
Шесть танков с макетом встроенной динамической защиты, два модернизированных танка Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) и один Т-64У (объект 447АМ-1) были показаны на параде в честь независимости Украины 24 августа 1999 года. При этом Т-64У с башенным номером «201» находился на «скамье запасных» и по Крещатику не шёл. Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой и антеннообразному датчику ветра на корме башни взамен старого с «ушами», а также по ЗПУ на командирском люке, которая у Т-64БМ2 осталась прежняя, а у Т-64У такая, как на Т-80УД и Т-84.
В июле 2005 года новостные ленты информагентств сообщили о принятии на вооружение украинской армии 17 танков Т-64БМ «Булат». В октябре 2008 года украинская армия получила на вооружение ещё 10 танков Т-64БМ. По своим внешним данным «Булат» полностью соответствует варианту Т-64У.
Специальные машины, созданные на базе Т-64
Помимо военного варианта, БРЭМ-64, был разработан «гражданский» вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.
- БМПВ-64 — тяжелая БМП на базе шасси танка Т-64. Выпущена Харьковским БТРЗ.
- УМР-64 тяжелый БТР того же завода на базе Т-64
Взгляд со стороны вероятного противника
В журнале Armor за март-апрель 1990 года капитан James M. Warford в своей статье «Стратегический сюрприз» сделал такие выводы о значении принятия на вооружение Советской армии танков Т-64:
Сегодня мы можем предположить, какой удар мог бы нанести Т-64 войскам НАТО. Как только танк стал известен на Западе, он вызвал крах программ развития противотанкового вооружения. Так не могло продолжаться более нескольких лет, и Т-64 изменил облик с оснащением реактивной бронёй в 1984 году. Экипажи танков НАТО имели бы дело с новым образцом секретного оружия, так как Т-64 стал сюрпризом, подобно танку Т-34/76 во Второй мировой войне. Танкистам НАТО пришлось бы вести против него бой на худших танках с мрачным результатом. Случай Т-34/76 — это не только создание нового танка для Советской армии, но и создание принципиально нового танка. Второй раз это произошло с танком Т-64.
Танк Т-64 бросил вызов танкам НАТО 60—70-х годов и мог задавать тон на поле боя. Благодаря появлению Т-64 возрос потенциал Советской армии. Этот танк влияет на него и сегодня…
Создание сейчас танка FST-2 не стало сюрпризом для противников Советской армии, а представляется созданием более совершенного танка. Мы должны учесть это неприятное обстоятельство заранее, прежде чем противная сторона поднимет свой потенциал. Если мы опять допустим неожиданность, как это сделала Германия в случае с Т-34/76, и как НАТО с Т-64, то советы получат преимущество, что недопустимо…
Как и Т-64, FST-2 может быть танком, который будет применяться в следующей войне.
Перечень модификаций
Т-64 (1967 г.) — исходный базовый образец. Выпущен в ограниченном количестве. Позднее путем модернизации был доведен до уровня Т-64А.
Т-64А (1969 г.) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнем, изменена конструкция автомата заряжания, установлен зенитный пулемет с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, усилено бронирование башни, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливный двигатель, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.
Т-64АК (1973 г.) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанцией КВ-диапазона, оснащенной съемной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).
Т-64Б (1976 г.) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнем, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усилено бронирование корпуса и башни, труба ствола пушки получила быстроразъемное соединение с казенником, увеличен динамический ход опорных катков.
Т-64БК (1976 г.) — командирский танк Т-64Б.
Т-64Б1 (1976 г.) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).
Т-64БМ (1983 г.) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л.с.
Т-64БВ (1985 г.) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой.
Применяемые боеприпасы
Применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный.
В середине 70-х годов на вооружение принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд с боевой кумулятивной частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделен — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казеннике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряженный минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.
Окраска, тактические и опознавательные знаки
В частях Советской Армии танки Т-64 в большинстве случаев были окрашены в защитную окраску, которая предназначена для снижения заметности техники на фоне местности. Стандартная советская защитная окраска зеленовато-коричневого или оливкового цвета, наносилась на танк на заводах при их производстве или капитальном ремонте. В зимних условиях была предусмотрена защитная окраска белого цвета, однако на зимний период эксплуатации танки, как правило, не перекрашивались, кроме случаев проведения учений зимой в условиях приближенных к боевым. В пустынной местности в некоторых частях танки перекрашивали в защитную окраску желто-серого, светло-коричневого цветов. Значительно реже используется деформирующая окраска (камуфляж). Поверхность как защитной, так и деформирующей окраски — матовая, хотя при покраске масляной краской в частях поверхность машин нередко приобретает характерный глянец.
На парадах танкам Т-64 придавали «парадный вид». Для этого, как правило, использовалась стандартная защитная окраска с различными белыми кантами, подчёркивающими форму машины и ее навесного оборудования. Белые канты наносились на ребра жёсткости топливных баков, патронных ящиков, грязевых щитков, на верхний край бортовых экранов, пулеотражатели перед прибором наблюдения механика-водителя, по внешнему краю ящиков АТ-1 и опорных катков, а так же рисовался белый круг на крышке подшипникового узла опорного катка. Жёстких правил «парадной окраски» не было, поэтому от парада к параду и в зависимости от принимающих в нем участие модификаций Т-64, она варьировалась. Резиновые элементы (бортовые экраны, пылеотражатель на трансмиссии, «юбка» антенного ввода и т. д.) окрашиваются редко и только в войсках, поэтому чаще всего имеют чёрный цвет.
Для опознания своих боевых машин и определения их принадлежности к соединению, части и подразделению на них наносятся опознавательные знаки и условные номера. Как правило, используются трёхциферные номера. Иногда совместно с номером применяется тактический опознавательный знак. Порядок присвоения условных номеров обычно определялся командиром части. Вариантов расшифровки условных номеров довольно много, наиболее распространённая означает: первая цифра — номер полка в дивизии, вторая — номер роты в полку, третья — номер танка в роте. Иногда первая цифра означает номер батальона, а последующие две — сквозную нумерацию танков внутри батальона и т. п.
Опознавательный знак соединения (части) представляет собой рисунок геометрической фигуры в виде круга, квадрата, прямоугольника, ромба, треугольника и других фигур. Для увеличения количества вариантов опознавательных знаков допускается нанесение внутри знака линий в различном направлении, цифр, букв, рисунков отдельных пород деревьев или их листьев, а также закрашивание одной из частей знака. Опознавательный знак соединения (части) назначается старшим начальником и периодически меняется.
Опознавательный знак наносится на башню перед условным номером. На танках Т-64 опознавательный знак наносился обычно на защитную крышку «Луны» (осветителя слева от пушки), иногда на лобовую броню справа от пушки или на переднюю часть грязевых щитков. Например, в Киевском высшем танковом инженерном училище, на танках был нанесён тактический знак вертикально расположенный ромб с пятиконечной звездой внутри. На танках Т-64БВ знак наносился на защитную крышку «Луны» и на оба ящика АТ-1, которые были закреплены на ящике ЗИП.
Для нанесения номеров и знаков используют трафареты, поэтому линии цифр часто бывают прерывистыми из-за перемычек на трафарете. В некоторых случаях, после нанесения цифры или знака через трафарет, разрывы линий сразу закрашиваются. В гвардейских частях на танки часто наносили гвардейский знак. На Т-64, как правило, он наносился на крышку «Луны». На парадах в Москве гвардейские Т-64Б1 шли с гвардейским знаком на правом борту башни.
Интересные факты, происшествия
- Практически все нововведения в советском танкостроении, касающиеся вооружения, приборов наблюдения и прицеливания, бронирования в первую очередь внедрялись на Т-64, а затем на Т-72 и Т-80.
- Т-64 состоял на вооружении только Советской армии, на вооружение зарубежных армий никогда не предлагался и не поставлялся.
- Т-64 не принимал участия в войнах, единственный известный боевой эпизод — бой у моста под Бендерами в Приднестровье. Как минимум, 2 Т-64БВ в этих боях были уничтожены.
- В кинофильме «9 рота» снимались танки Т-64БВ, в то время как этих машин в Афганистане никогда не было.
- Для доступа к МТО Т-64 необходимо поднять и зафиксировать специальной штангой надмоторную плиту силового отделения, весом около 1,5 тонн. Низкая надёжность силовой установки требовала частого обслуживания. Известны случаи, когда срывалась плохо зафиксированная крыша силового отделения.
- В отличие от Т-72 и Т-80, осветитель «Луна» на Т-64 находится слева от пушки, и для обеспечения доступа к люку механика-водителя башня повёрнута немного влево. В этом случае ствол спаренного пулемёта находится напротив люка механика-водителя, и бывают случаи гибели механика от пулемёта собственного танка. Один из последних таких случаев произошёл 13 сентября 2006 года на Житомирском военном полигоне — в результате несанкционированного выстрела из спаренного пулемёта танка Т-64БВ был убит (в результате попадания в сердце) механик-водитель, солдат срочной службы. Аналогичный случай произошёл в 1986 году на полигоне Благовещенского ВТККУ. Из-за нарушения техники безопасности, допущенные механиком-водителем и командиром танка, механик водитель был убит выстрелом в голову. (По команде «К бою», механик-водитель вместо того, чтобы закрыть свой люк, полез на трансмиссию убрать коврик [была зима]. Командир передернул затвор пулемёта, хотя должен был это сделать на рубеже открытия огня. Наводчик же сделал штатное действие — проверку работоспособности электроспусков. В этот момент механик опускался на свое место).
- Угрозу здоровью и жизни танкистов создавала и плохая вентиляция боевого отделения Т-64. Учитывая, что возвращаемые в укладку гильзы приумножали и без того повышенную загазованность машины, случаи угорания экипажа при стрельбе периодически имели место быть. На танках раннего выпуска подобное могло произойти даже при стрельбе из спаренного пулемета. Зенитная пулеметная установка с дистанционным управлением также таила в себе опасность- отключение электропривода. В этом случае башенка крутилась в зависимости от положения танка, гарнитура шлемофона следовала за башенкой и душила командира танка.
Длина 9.2 м
Высота 2.2 м
Ширина 3.3 м
Масса 38.5 т
Двигатель многотопливный дизель 5ТДФ
Мощность 750 лс
Максимальная скорость 75 км/ч
Дальность 550-650 км
Преодолеваемые препятствия:
- высота насыпи 0.8 м
- глубина водного препятствия 1.4 м
- ширина рва 2.8 м
Броня противоснарядная комбинированная
Вооружение 125-мм гладкоствольная пушка 2А46-1, 12.7-мм пулемет НСВТ, 7.62-мм пулемет ПКТ, комплекс ПТУР 9К112-1 ( "Кобра")
Запас боеприпасов 37 снарядов, 300 патронов калибра 12.7 и 2000 - 7.62
Экипаж 3
Производитель Харьковский завод транспортного машиностроения
Год принятия на вооружение 1966