МИ-4АВ
Первые эксперименты по усилению вооружения Ми-4 проводились, причем с положительной оценкой, в 1960 г. На машине монтировались две поперечные балки, на каждую из которых крепилось по три держателя для блоков НУРС либо авиабомб, а в подфюзеляжной кабине устанавливался коллиматорный прицел. В 1961 г. вертолет показали группе генералов стран Варшавского договора, В мае 1965 г. два вооруженных Ми-4 и четыре Ми-1 вновь демонстрировались руководству дружественных армий. Четверки, оснащенные уже восемью блоками НУРС УБ-16 и ПТУРСами Фаланга, сумели поразить все цели.
Когда началось создание транспортно-боевого вертолета Ми-24, для ускорения работ комплекс вооружения К-4В решили опробовать на Ми-4А. В 1966 г. этот комплекс установили на вертолет, получивший обозначение Ми-4АВ. Четверка превратилась в достаточно грозную боевую машину. Ее вооружение состояло из четырех ПТУРС 9М17М Фаланга, шести блоков УБ-16-57УМВ с шестнадцатью НУРС С-5 в каждом или шести 100-кг бомб. Вместо последних могли подвешиваться четыре 250-кг бомбы или два зажигательных бака ЗБ-500. В подфюзеляжной гондоле был установлен комплекс вооружения К-48 с пулеметом А-12.7 калибром 12.7мм с боезапасом 200 патронов.
Все вооружение, кроме пулемета, располагалось на фермах по бортам фюзеляжа. На каждой устанавливалось по три балочных держателя БДЗ-57КРВ с блоками НУРС или бомбами. Сверху монтировалось по две направляющие 2П32/К-4В для ПТУРСов. В критической ситуации фермы можно было сбросить, для чего верхние крепления подкосов снабдили взрывными болтами. Однако в частях эти болты часто заменяли на обычные, и фермы не сбрасывались.
Обязанности экипажа по управлению вооружением, согласно руководящим документам, распределялись так: пуск и наведение ПТУРС производил летчик-штурман с помощью оптического визира 9Ш121; командир вел стрельбу ракетами С-5, используя съемный прицел ПКВ; борттехник вел огонь из пулемета и сбрасывал бомбы, пользуясь прицелом ОБП-1Р в полу гондолы. Но на практике бомбометание чаще всего вел летчик-штурман, прицеливаясь на глаз.
В СССР в вариант Ми-4АВ было переоборудовано около 200 вертолетов, начавших поступать в ВВС с 1968 г. Однако он имел существенные недостатки (малую энерговооруженность, отсутствие защиты экипажа и жизненно важных систем), поскольку создавался на базе транспортного вертолета. Прорабатывались иные варианты вооружения вертолета: две дополнительные шкворневые пулеметные установки либо неподвижные пушечные контейнеры на балочных держателях. В конце 60-х гг. в Чехословакии была разработана собственная вооруженная модификация -Ми-4В, отличавшаяся от Ми-4АВ отсутствием ПТУРСов и расположением четырех блоков НУРС один над другим на фермах по бортам фюзеляжа.
ЛТХ: |
|
Модификация | Ми-4АВ |
Диаметр главного винта, м | 21.00 |
Длина,м | 26.80 |
Высота ,м | 4.40 |
Ширина, м | 2.00 |
Масса, кг |
|
пустого | 5840 |
нормальная взлетная | 7500 |
максимальная взлетная | 7800 |
Топливо, л |
|
внутренние | 600 (800) |
с дополнительным баком | 914 (1200) |
Тип двигателя | 1 ПД Швецов АШ-82В |
Мощность, кВт | 1 х 1250 |
Максимальная скорость, км/ч | 170 |
Крейсерская скорость, км/ч | 140 |
Дальность действия, км | 340 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 336 |
Практический потолок, м | 4000 |
Статический потолок, м | 2000 |
Экипаж, чел | 3 |
Полезная нагрузка: | до 8 десантников |
Вооружение: | до четырех ПТУРС 9М17М Фаланга, |