F-16 Fighting Falcon
Дженерал Дайнэмикс F-16 «Файтинг Фалкон» (англ. General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно — Сражающийся сокол) — многофункциональный лёгкий истребитель, разработанный компанией General Dynamics в США. В 1993 General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin). Благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости F-16 пользуются успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 24 стран. F-16 является самым массовым истребителем четвёртого поколения — на 2009 год построено свыше 4400 машин. Хотя F-16 больше не строится для ВВС США, он всё ещё производится на экспорт.
Эксплуатация в ВВС США
Прототип под обозначением YF-16 (№ 72-01567) впервые поднялся в воздух 21 января 1974 года, когда во время пробежки по аэродрому пилот был вынужден взлететь, чтобы избежать аварийной ситуации. Первый полёт по программе испытаний состоялся 2 февраля того же года. В следующем году появился F-16A, а в 1977 г. — двухместный F-16B. В соответствии с серией «Блок 15» (программа ступенчатой модернизации), самолёты этих вариантов оборудованы стабилизатором увеличенной площади. Программа совершенствования F-16 принята так же Бельгией, Данией, Нидерландами, Норвегией и США. Согласно стандарту «Блок 15», были улучшены все ранее выпущенные машины, на которых установлены новая РЛС AGP-66 (V2A) и индикатор на лобовом стекле. С октября 1986 г. ВВС США, приступили к модернизации 270ти F-16A/B по программе ADF для переоборудования самолётов в истребители-перехватчики ПВО. Эти машины получили усовершенствованную РЛС, способную отслеживать мелкие цели, и ПУ для ракет AIM-7 «Sparrow», способных поражать объекты за пределами визуальной видимости. F-16 ПВО могут нести 6 УР AIM-120, AIM-7 или AIM-9 класса «воздух-воздух».
Перспективные программы
Программы дальнейшего совершенствования F-16 включают CCV (самолёты с конфигурацией, определяемой системой управления) и AFTI — экспериментальная машина с тройной цифровой системой управления полётом и большими подфюзеляжными гребнями. F-16XL бесхвостовой схемы, мог иметь мощное вооружение, большую дальность полёта и лучшую маневренность по сравнению с исходным F-16. Первый полёт нового самолёта состоялся в июле 1982 г., однако лётные испытания по этой программе были свёрнуты в конце 80-х гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолёта были переданы NASA для исследовательских целей.
Модификации
|
«Night Falcon» и серия «Блок 50»
С декабря 1988 г. начался выпуск серии «Блок 40/42» «Night Falcon» с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. «Night Falcon» может нести УР AGM-88B. С увеличением количества оборудования повысился взлётный вес самолёта, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 г. стали выпускаться серии «Блок 50» и «Блок 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещённый с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей ИК ловушек. Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.
QF-16
В 2010 году ВВС США заключили контракт с Boeing стоимостью $69 млн на серийную конверсию в самолёты-мишени 126 истребителей F-16 выработавших свой ресурс. Беспилотные QF-16 должны заменить парк устаревших и близких к исчерпанию машин QF-4.
Боевое применение
Первый случай боевого применения F-16 зафиксирован 26 апреля 1981 года в Ливане.
Официальная статистика воздушных побед и поражений F-16
Согласно официальной информации ВВС США и НАТО, F-16 ВВС США и стран НАТО одержали в общей сложности 8 воздушных побед. Все победы были одержаны в Ираке и на Балканах.
Кроме того, согласно официальной информации ВВС Израиля, израильскими F-16 было одержано около 40 воздушных побед над самолётами ВВС Сирии.
Таким образом общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из США, Израиля и стран НАТО составляет ок.50 самолётов.
Ниже приведена таблица с перечнем воздушных побед F-16 согласно данным США и НАТО и без учёта побед ВВС Израиля.
Дата | ТВД | Пилот | Принадлежность | Противник | Способ поражения |
---|---|---|---|---|---|
27.12.1992 | Ирак | NORTH, GARY L. | США | MIG-25 | AIM-120 |
17.01.1993 | Ирак | STEVENSON, CRAIG D. | США | MIG-23 | AIM-120 |
28.02.1994 | Балканы | ALLEN, STEPHEN L. | США | Jastreb-Galeb | AIM-9 |
28.02.1994 | Балканы | WRIGHT, ROBERT G. | США | Jastreb-Galeb | AIM-120 |
28.02.1994 | Балканы | WRIGHT, ROBERT G. | США | Jastreb-Galeb | AIM-9 |
28.02.1994 | Балканы | WRIGHT, ROBERT G. | США | Jastreb-Galeb | AIM-9 |
24.03.1999 | Балканы | P.TANKINK | Нидерланды | MiG-29 | AIM-120 |
04.05.1999 | Балканы | GECZY, MICHAEL H. | США | MiG-29 | AIM-120 |
Исходя из данных, представленных в таблице, видно что ни один из уничтоженных самолётов не был уничтожен пушечным огнём, все самолёты были уничтожены ракетным оружием.
Согласно данным фирмы Дженерал Дайнэмикс, по состоянию на 1992 год ни один F-16 не был потерян в воздушном бою. Согласно данным сотрудника Агентства исторических исследований ВВС США Дэниела Хаулмэна, в 1990-х годах (включая военную операцию против Югославии в 1999 году) самолёты F-16 ВВС США не имели потерь в воздушных боях.
Венесуэла
Путч 1992 года. В ходе неудавшейся попытки переворота в ноябре 1992 года обе эскадрильи ВВС страны, вооружённые F-16, остались лояльны правительству. Они выполняли ударные задачи, а также сбили 3 самолёта мятежников.
Израиль
Гражданская война в Ливане. 26 апреля 1981 года в период обострения ситуации в Ливане израильские истребители F-16 участвовали в налёте на лагеря палестинских боевиков. 28 апреля были одержаны первые воздушные победы — самолетами 117-ой эскадрильи сбиты два вертолёта Ми-8 из состава сирийского воинского контингента в Ливане. 14 июля того же года F-16 (пилот — Амир Нахуми, командир 110-ой эскадрильи) одержал первую воздушную победу над самолётом, сбив сирийский истребитель МиГ-21.
Накануне и в ходе операции «Мир Галилее» летом 1982 года F-16 был одним из двух основных истребителей ВВС Израиля. Он широко применялся в воздушных боях с сирийской авиацией, главным образом самолётами МиГ-21, МиГ-23МС/МФ и МиГ-23БН. По израильским данным , всего в апреле—июне 1982 года пилотами F-16 было одержано 48 воздушных побед без единой потери. В дальнейшем самолёты этого типа продолжали привлекаться к рейдам на палестинские базы в Ливане; в ходе такого налёта 23 ноября 1989 года один самолёт был повреждён зенитным огнём, но впоследствии вернулся в строй.
По советским и российским данным , в ходе Ливанской войны в воздушных боях было сбито не менее 6 самолётов F-16, точных цифр их побед не приводится. При этом утверждается, что 5 F-16 были сбиты истребителями МиГ-23МФ, однако некоторые обстоятельства не позволяют убедительно подтвердить уничтожение израильских самолётов. Как следует из статьи В. Бабича (служившего военным советником в единственной сирийской эскадрилье МиГ-23МФ) «МиГ-23МФ в ливанской войне», все эти победы были засчитаны сирийским пилотам на основе их собственных докладов («По докладам лётчиков, сбито 5 самолётов противника…»). Вероятно, иных подтверждений одержанных побед (обломки самолётов, пленные пилоты, записи фотопулемётов) у сирийской стороны не имелось. Также В.Бабич никак не доказывает истинность своих утверждений (например ссылаясь на конкретные документы или официальные заявления уполномоченных лиц Сирии или СССР), по сути оставляя читателю только возможность верить или не верить ему на слово.
См. также Потери авиации в Ливанской войне (1982)
Налёт на Ирак. 7 июня 1981 года восемь израильских F-16 участвовали в налёте на иракский ядерный реактор Озирак под Багдадом. Они входили в ударную группу; прикрытие осуществляли шесть F-15. В результате налёта строящийся реактор был повреждён.
Вторая Интифада. С мая 2001 года F-16 ограниченно привлекались к ударам по целям на территории Палестинской автономии в ответ на террористические акции палестинский организаций.
Налёт на Сирию. 5 октября 2003 года, в ответ на теракт в ресторане Хайфы, организованный группировкой «Исламский Джихад», израильские F-16 совершили налёт на базовый лагерь группировки в Сирии.
Вторая Ливанская война. В 1990-е и 2000-е годы F-16 участвовали во множестве налётов на позиции группировки «Хизбалла» на юге Ливана. В июле—августе 2006 года они активно использовались во Второй Ливанской войне. Единственной потерей стал F-16I, разбившийся 19 июля по технической причине во время взлёта; оба члена экипажа выжили.
НАТО
Боснийская война. F-16 из состава ВВС нескольких стран НАТО принимали участие в патрулировании запретной для полётов зоны над Боснией, введённой в 1993 году. При этом имел место один воздушный бой (28 февраля 1994 года), в котором американским истребителям удалось сбить 4 штурмовика боснийских сербов. В августе—сентябре 1995 года самолёты США, Дании и Нидерландов наносили удары по сербским позициям в рамках операции «Deliberate Force». За время операций над Боснией потерян один F-16 ВВС США — он был сбит с земли 2 июня 1995 года; пилот катапультировался и через несколько дней был эвакуирован.
Военная операция против Югославии. В ходе воздушной кампании 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО; в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами. За время кампании пилоты «Файтинг Фалконов» одержали две воздушные победы над истребителями МиГ-29, причём одна из них принадлежала лётчику Королевских ВВС Нидерландов. По официальным данным НАТО, потери составили один самолёт, который был сбит 2 мая зенитно-ракетным комплексом С-125; пилот катапультировался и был эвакуирован. Сербские и российские источники утверждают о более тяжёлых потерях (по одному из изданий — не менее 7 «достоверно сбитых» F-16).
Военная операция в Афганистане. В воздушных операциях октября—декабря 2001 года принимали участие только американские F-16. В апреле 2002 года один из американских самолётов оказался вовлечён в инцидент «дружественного огня», атаковав канадское подразделение (погибли 4 канадских военнослужащих). С 2002 года на авиабазе Манас (Киргизия) дислоцировалась смешанная эскадрилья, состоявшая из F-16 ВВС Дании, Нидерландов и Норвегии. Единственная потеря произошла 31 августа 2006 года, когда в Афганистане потерпел катастрофу самолёт Королевских ВВС Нидерландов.
Пакистан
Афганская война. Пакистанские истребители с середины 1980-х годов активно действовали в районе афгано-пакистанской границы, охраняя воздушное пространство страны от периодических вторжений авиации СССР и Афганистана. В 1986—1989 годах истребители F-16 сбили несколько афганских Су-22, Ан-24 и Ан-26, а также один советский штурмовик Су-25, пилотировавшийся Александром Руцким (4 августа 1988 года). Заявлялось также о сбитии сразу двух истребителей МиГ-23 в одном бою, что, однако, не соответствует действительности. 29 апреля 1987 года один из F-16 был потерян при невыясненных обстоятельствах — приводились четыре версии: либо истребитель, заходивший снизу попал под бомбы, сброшенные с МиГ-23, либо был сбит авиапушкой МиГ-23, либо превысил допустимую перегрузку и развалился в воздухе, либо был сбит ракетой своим ведомым.
США
Война в Персидском заливе. F-16 был самым массовым боевым самолётом авиации Многонациональных сил (всего задействовано 249 единиц) и совершил наибольшее количество вылетов (около 13 450). Применялся в качестве ударного самолёта и для подавления РЛС противника («Дикие ласки»). Не было одержано ни одной воздушной победы, потери составили 3 машины в небоевых происшествиях накануне войны и 7 машин в ходе войны (как по боевым, так и по небоевым причинам). Таким образом, относительный уровень потерь составил один самолёт на 1900 боевых вылетов; живучесть однодвигательного F-16 оказалась выше, чем двухдвигательных A-10 (6 потерь при 8100 вылетах), F-15E (2 потери при 2100 вылетах), «Торнадо» (8 потерь британских самолётов при 2000 вылетов). Однако подобные прямые сравнения не совсем уместны, так как различные типы самолётов выполняли различные задачи, связанные с разным риском.
Ирак, 1992—1993. В конце 1992 года резко обострилась ситуация на юге Ирака, где были развёрнуты иракские средства ПВО, представлявшие угрозу для самолётов американских и британских самолётов, осуществлявших патрулирование южной неполётной зоны. В январе 1993 года американские F-16 участвовали в налёте на позиции ПВО. В ходе кризиса «Файтинг Фальконы» сбили два иракских самолёта, вторгшихся в неполётную зону — МиГ-25 и самолёт неустановленного типа (МиГ-23 или МиГ-29).
Ирак, 1998—2003. В декабре 1998 года F-16 применялись в короткой военной операции против Ирака «Лиса пустыни». После неё «Файтинг Фальконы» продолжали патрулировать неполётные зоны над северной и южной частью Ирака и участвовали во множестве инцидентов, связанных с действиями иракской системы ПВО.
Иракская война. Как и ранее, американские F-16 применялись в роли ударных самолётов. В ходе вторжения коалиционных сил в Ирак (март—апрель 2003 года) они не имели потерь и воздушных побед в силу полного бездействия иракских ВВС. С началом партизанской войны авиация продолжала действовать, оказывая непосредственную поддержку войскам международной коалиции и нанося удары по выявленным группам боевиков, причём часть F-16 базировалась непосредственно на территории Ирака. 7 июня 2006 года в результате удара двух «Файтинг Фальконов» был убит лидер иракской ячейки организации Аль-Каида Абу Мусаб Аль-Заркави.
Турция
Турецко-курдский конфликт. Самолёты F-16 ВВС Турции периодически привлекаются к нанесению бомбовых ударов по позициям боевиков Курдской рабочей партии.
Греция. И турецкие, и греческие F-16 неоднократно участвовали в воздушных инцидентах между ВВС двух стран. Практически всегда такие инциденты происходили без открытия огня, однако 8 октября 1996 года это правило было нарушено: греческим истребителем Мираж 2000 был сбит турецкий F-16, один из членов экипажа которого погиб. Информация об этом случае скрывалась обеими сторонами и была признана турецким представителем только в 2003 году.
Тактико-технические характеристики
Приведённые характеристики соответствуют модификации F-16C Block 50/52.
Источник данных: Jane's
Технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 15,03 м
- Размах крыла: 9,45 м
- с ракетами на концах крыла: 10,0 м
- Высота: 5,09 м
- Площадь крыла: 27,87 м²
- Профиль крыла: NACA 64A-204
- Коэффициент удлинения крыла: 3,2
- Стреловидность по передней кромке: 40°
- База шасси: 4,0 м
- Колея шасси: 2,36 м
- Масса пустого:
- с двигателем F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками)
- с двигателем F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками)
- Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)
- с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)
- с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)
- Максимальная взлётная масса: 21 772 кг
- Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
- с двигателем F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками)
- с двигателем F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками)
- Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кг
- Объём топливных баков: 3 986 л
- Подвесные топливные баки: 1× 1 136 л и 2× 1 402 л
- Конформные баки: 1 703 л
- Силовая установка: 1 × ТРДДФ General Electric F110-GE-129 (Block 50)
- Бесфорсажная тяга: 1 × н/д
- Форсажная тяга: 1 × 131,6 кН
- Силовая установка: 1 × ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
- Бесфорсажная тяга: 1 × 79,2 кН
- Форсажная тяга: 1 × 129,4 кН
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 2,0М на 12 200 м
- Боевой радиус: (Block 50)
- с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км
- с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км
- без конформными баков, 3 940 л в ПТБ, 2×AIM-120, 2×AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км
- Перегоночная дальность: (Block 50)
- с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км
- без конформными баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км
- Практический потолок: 15 240 м
- Скороподъёмность: ~275 м/с
- Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
- Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 × 20 мм шестиствольная пушка M61A1 с 511 сн.
- Точки подвески: 9
- Боевая нагрузка: (при +5,5 g)
- под фюзеляжем: 1 000 кг
- внутренние: 2 × 2 041 кг
- центральные: 2 × 1 587 кг
- внешние: 2 × 318 кг
- на законцовках: 2 × 193 кг
- дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, AIM-9, AIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2
- ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65A/B/D/G, AGM-45, AGM-84, AGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3
- Бомбы:
- корректируемые: GBU-10, GBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, GBU-31 JDAM
- корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
- свободнопадающие: Mark 82, Mark 83, Mark 84
- Пушечные контейнеры: 1× GPU-5/A с 30 мм пушкой
- БРЛС:
- AN/APG-66
- AN/APG-68
- AN/APG-80.