СУ-24
Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer, Фе́нсер — англ. Фехтовальщик) — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
Первый полёт состоялся 17 января 1970 года. Принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета созданы модификации — разведчик и постановщик помех. Су-24М,МР, МП, М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.
Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолётов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су-24М и её производных вариантах. Выпускался на Новосибирском авиазаводе.
По данным на 2009 год, в ВВС России насчитывается около 300 Су-24 различных модификаций, из них 56 машин — в авиации ВМФ.
Конструкция
Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта, ПЧК (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений - 16 град. - на взлёте и посадке, 36 град. - в крейсерском дозвуковом полёте, 45 град. - при боевом маневрировании и 69 град. - полёт на околозвуковых и свехзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.
На самолёте установлены два ТРДТФ АЛ-21Ф-31 с тягой на форсаже 2х11500 кгс. Топливная система ёмкостью 11700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».
Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 "Пума" с РЛС переднего обзора "Орион-А" и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте "Рельеф" обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40-50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.
Максимальная взлётная масса машины - 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок - 17100 м.
Некоторые технические решения при проектировании Су 24 были позаимствованы с американского истребителя - бомбардировщика F111.
Вооружение
- Ракеты воздух-воздух:
- Р-73
- Р-60
- ракеты воздух-поверхность:
- Х-25МЛ, Х-25МР
- Х-29Л, Х-29Т
- Х-58
- Х-31П, Х-31А
- Х-59, Х-59М
Модификации
- Су-24М, установлена новая ПНС-24М "Тигр", первый полёт в 1976.
- Су-24МП, первый полёт в декабре 1979 (постановщик помех).
- Су-24МР, первый полёт в сентябре 1980 (самолёт-разведчик).
- Су-24МК, первый полёт в 1987, экспортный Су-24М.
- Су-24М2, первый полёт в 2001. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных поступающих от различных источников позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30-50 м (кратковременно — 10-30м).
Боевое применение
В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.
Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).
Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.
Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.
Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.
Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии (2008). В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминаются, однако часть экспертов указывает на потерю двух (http://lenta.ru/news/2010/08/04/casualties/) самолётов этого типа (см. подробнее).
Тактико-технические характеристики


Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-24М:
Источник данных: POLYGON «Су-24»
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 24,594 м (с ПВД)
- Размах крыла:
- при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м
- при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
- Высота: 6,193 м
- Площадь крыла:
- при угле стреловидности χ=16°: 55,16 м²
- при угле стреловидности χ=69°: 51 м²
- Коэффициент удлинения крыла:
- при угле стреловидности χ=16°: 5,64
- при угле стреловидности χ=69°: 2,107
- Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 35°/ 45°/ 69°
- Поперечное V крыла: −4,5°
- База шасси: 8,51 м
- Колея шасси: 3,31 м
- Масса пустого: 22 300 кг
- Масса снаряжённого: 23 700 кг
- Нормальная взлётная масса: 33 500 кг
- Максимальная взлётная масса: 39 700 кг
- Нормальная посадочная масса: 24 500 кг
- Максимальная посадочная масса: 28 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 9 800 кг
- Объём топливных баков: 11 860 л
- Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З
- Бесфорсажная тяга: 2 × 7 800 кгс (76,5 кН)
- Форсажная тяга: 2 × 11 200 кгс (110 кН)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на большой высоте: 1 700 км/ч (1,6М)
- на высоте 200 м: 1 400 км/ч (без подвесок)
- Скорость отрыва: 300—310 км/ч
- Посадочная скорость: 280—290 км/ч
- Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой)
- Перегоночная дальность: 2 850 км (с ПТБ)
- Практический потолок: 11 000 м
- Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при норм. взлётной массе при χ=16°)
- Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)
- Длина разбега: 1 150 — 1 250 м (при норм. взлётной массе)
- Длина пробега: 950 — 1 000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 6,5g
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
- Точки подвески: 8
- Боевая нагрузка: 8 000 кг (максимальная)
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
- ракеты «воздух-поверхность»:
- 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23
- 3 × Х-29Л/Т или Х-59
- 6 × С-25Л
- 2 × Х-58
- Неуправляемые ракеты:
- 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
- 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
- 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
- 4 × 240 мм С-24 или
- 6 × 266 мм С-25
- Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
- 3 × 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или
- 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или
- 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или
- 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или
- 38 × 100 кг (ОФАБ-100) или
- 7 × контейнеров КМГУ-2
- Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн.
- Подвесной контейнер «Фантасмагория».