Leopard
Леопард 1 до сих пор находится на вооружении армий ФРГ и ряда других стран и постоянно модернизируется.
История создания
Когда бундесвер реформировался, он имел на вооружение танки М47 и М48, оба с 90-мм пушкой. Было принято решение, что танки М47 должны быть заменены более современными танками со 105-мм пушкой, были выбраны две группы конструкторов (названные A и Б), чтобы создать прототипы машины для сравнительных испытаний. В это же время Франция создала прототипы танка AMX-30 для замены своих танков американской поставки М47. Ожидалось, что либо новый западногерманский танк, либо AMX-30 станет единым боевым танком в обеих армиях, но дело кончилось тем, что каждая из них пошла своим путем. В ФРГ продолжение работы над конструкцией группы A привело к стандартизации танка, названного «Леопард» 1.
Серийное производство
Первая партия танков выпущена немецкой фирмой Krauss-Maffei Wegmann в Мюнхене в сентябре 1965 г. Всего было выпущено более 4700 машин различных модификаций.
Модификации
- Леопард 1 (1965) — сварной корпус, литая башня. Нестабилизированная 105-мм пушка L7A3, 60 снарядов: 42 слева от водителя 3 готовых и 15 в башне (31 APDS, 26 HESH/HEP, 3 smoke). TEM-1A стереоскопический/совмешаемый прицел-дальномер (база 1720 мм) с увеличением х8 и х16. Резервный прицел TZF-1A с увеличением х8. 7.62-мм спаренный пулемет с боекомплектом 1,250. Независимый панкратический прицел командира TRP-1A с увеличением от х6 до х20. 8 стеклоблоков. Двигатель MB 833 CaM-500 мощностью 830 л.с. Два бака в моторном отделени емкостью 1010 литров (позже 985 л.). Преодолевает водные преграды глубиной 1.2 м без подготовки и 2.25 м с ОПВТ. Масса 40 т, скорость — 65 км/ч.
- Леопард 1А1 (1970) — программа модернизации запущенная после окончания производства Леопард 1. Система стабилизации, термозащитный кожух для орудия, гусеницы новой конструкции со съемными резиновыми подушками, замена активных инфракрасных приборов у водителя и командира на пассивные, модернизирована ОПВТ до глубины 4 м. Масса танка возросла до 41.5 т.
- Леопард 1А2 (1972) — Леопард 1-А4 является новейшей версией хорошо известного западногерманского боевого танка.
Он включает в себя некоторые характеристики Леопарда 2, который будет выпущен в 1980 годах. По сравнению с предыдущими версиями А1 и А2 башня была полностью переработана для достижения еще большей защиты. Более того, улучшено электрическое оборудование и был установлен первоклассный дальномер для командира танка. Масса танка была увеличена с 40 до 42,4 тонн. Двигатель – дизель Мерседес-Бенц с 2 турбокомпрессорами с мощностью 830 л.с. при 2200 вращениях в минуту. Максимальная скорость составляет 65 км/ч (40,4 миль в час), проходит 600 км (373 мили). Танк защищен настолько хорошо, что может плыть под водой на глубине 2,25 м (7,4 фута), а с установленным Шноркелем до 4 м (13 футов). Благодаря специальному стабилизатору Леопард может вести огонь во время движения. (Пушка – Викерз L7A1 калибра 105 мм, производившаяся по британской лицензии). История создания Леопарда уходит в 1956 год, когда Италия, Франция и Западная Германия решили разработать стандартный танк, который мог бы составить конкуренцию по огневой мощи, мобильности и броне танкам государств – участников Варшавского Договора. В 1965 году опытные образцы были собраны в Германии (Франция отказалась сотрудничать), и после комплексных испытаний была выбрана модель Порше. Производство началось в 1965 году на заводе Краусс-Мафей. Леопард стал стандартным танком Бундесвера, а также в Нидерландах, Бельгии, Норвегии, Дании, Австралии и Италии, где этот танк собирался по лицензии.
Технические данные: Экипаж: 4 человека. Макс. длина: 9,54 м. Ширина без защитного щитка гусениц: 3,25 м. Ширина с защитным щитком гусениц: 3,37 м. Высота с башней: 2,40 м. Ширина гусениц: 0,55 м. Макс. броня: 0,70 м. Боевая масса: 42,40 тонн. Вооружение: 1 пушка: Викерз L7 105/51 мм 1 пулемет MG 3 7,62мм. Двигатель: Мерседес-Бенц DB MB-838 10-цилиндровый V 830 HP при 2200 RPM. Макс. скорость на шоссе: 65 км/ч. Макс. скорость на поле: 40 км/ч. Запас хода по шоссе: 600 км. Запас хода по полю: 985 l.
- Леопард 1А3 (1973) — Новая сварная башня с разнесенной броней (уровень защиты равен А2, но объём башни вырос). Усовершенствованный прицел командира TRP-2A. Масса 42.4 т.
- Леопард 1А4 (1974) — Башня как у Леопард 1A3. Новая СУО. Стабилизированный прицел командира PERI R12 и стереоскопический прицел наводчика EMES 12A1, баллистический вычислитель. Боекомплект сокращен до 55 снарядов (42 рядом с водителем и 13 в башне). Масса 42.4 т.
- Леопард 1А1А1 (1975) — модернизация Леопард 1А1. Усилена броня башни с помощью стальных экранов с резиновой прослойкой. Масса возросла до 42.4 т.
- Леопард 1А1А2, Леопард 1А2А1, Леопард 1А3А1 (1980) — соответственно Леопард 1А1А1, Леопард 1А2 и Леопард 1А3, оснащенные системой ночного видения PZB 200 с низкоуровневой телекамерой. На Леопард 1А4 она не устанавливалась. Эта система предназначалась в качестве промежуточного варианта на Leo2 до появления тепловизоров.
- Леопард 1А5 (1987) — модернизация 1225 танков Леопард1 А1А1. Новая СУО EMES 18 на основе EMES 15 для Леопард 2. Прицел командира TRP-1A и резервный TZF-1A сохранились.
Описание конструкции
«Леопард» имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, отделения управления — в лобовой и боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.
Вооружение
Основным вооружением всех модификаций «Леопарда» является нарезная полуавтоматическая пушка L7A1 или L7A3 калибра 105 мм, производившаяся по британской лицензии. L7 имеет длину ствола в 52 калибра / 5460 мм, оборудуется эжектором для удаления пороховых газов после выстрела и снабжена быстросъёмным соединением трубы ствола с казённой частью. Орудие устанавливается в лобовой части башни на цапфах, в спаренной с пулемётом установке, позволяющей её вертикальную наводку в пределах от −9° до +20° при помощи электрогидравлического привода. Боекомплект орудия составляет, в разных случаях, от 55 до 60 унитарных выстрелов, 42 из которых располагаются в левой части отделения управления, а остальные размещаются в укладках в боевом отделении. «Леопард» способен вести огонь стандартным ассортиментом 105-мм боеприпасов НАТО, включающим выстрелы с подкалиберными стабилизированными вращением бронебойными с отделяющимся поддоном, кумулятивными, осколочно-фугасными и фугасно-бронебойными снарядами.
Вспомогательное вооружение «Леопарда» состоит из двух 7,62-мм пулемётов MG-3A1, один из которых спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещается на турельной установке у люка командира. Общий боекомплект пулемётов составляет 5200 патронов. В некоторых вариантах зенитный пулемёт может заменяться 12,7-мм M2.
Средства наблюдения и связи
Основной прицел наводчика EMES-18 совмещен с лазерным дальномером. Тепловизионный канал обеспечивает ведение стрельбы из пушки ночью на дальностях до 2000 метров. Поле зрения прицела имеет независимую стабилизацию в двух плоскостях. В танке установлены автоматическая встроенная система выверки прицела и система контроля функционирования комплекса управления огнем. Кроме основного прицела наводчика имеется вспомогательный телескопический шарнирный прицел FERO-Z12. Прицелы наводчика и командира снабжены автоматически закрывающимися шторками, исключающими кратковременное ослепление при выстреле ночью. Электронный баллистический вычислитель вырабатывает поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. На танке установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения электрогидравлического типа. В качестве вспомогательного вооружения используются два 7,62-мм пулемета (спаренный с пушкой и зенитный).
Двигатель и трансмиссия
МТО в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен многотопливный четырёхтактный десятицилиндровый дизель жидкостного охлаждения MB 838 СаМ-500. Масса блока — 4600 кг. Пуск двигателя производится электростартером; конструкция трансмиссии позволяет осуществлять пуск двигателя с буксира. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия 4НР-250 включает однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом, планетарную коробку передач и механизм поворота дифференциального типа. Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы имеет автоматическое переключение. Для управления поворотом используется штурвал. Предусмотрена возможность дублированного управления движением от командира. Кроме того, разработано устройство для дистанционного управления движением танка по кабелю или радиоканалу (например, при преодолении водных преград по дну). Для контроля функционирования агрегатов и систем силового блока имеется встроенное диагностическое оборудование. Гусеничный движитель содержит по 7 опорных и по 4 поддерживающих катка на борт, направляющие колеса с механизмом натяжения, ведущие колеса, гусеницы с резино-металлическими шарнирами. В системе подрессоривания применена торсионная подвеска с телескопическими гидроамортизаторами на 1, 2, 3, 6 и 7 узлах. Гусеница имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые подушки. Направляющие колеса взаимозаменяемы с опорными катками. Пробег до капитального ремонта установлен 10000 километров. В танке имеется ультракоротковолновая телефонная симплексная радиостанция SEM-90 с диапазоном рабочих частот 30-80 МГц.
Длина 9.5 м
Высота 2.4 м
Ширина 3.4 м
Масса 42.4 т
Двигатель дизель MTU MV 838
Мощность 830 лс
Максимальная скорость 65 км/ч
Дальность хода по шоссе 560 км
Преодолеваемые препятствия:
- высота насыпи
- глубина водного препятствия 4 м
- ширина рва
Броня: лоб корпуса/борт /башня 100 / 35 / 200 мм
Вооружение 105-мм пушка L7A1, два 7.62-мм пулемета
Запас боеприпасов 60 снарядов, 5500 патронов калибра 7.62
Экипаж 4 человека
Производитель Краусе-Маффей
Год принятия на вооружение 1974