SOKO SA-341Н PARTIZAN
Проект многоцелевого легкого вертолета Aerospatiale X 300 имел близкое сходство с SA 318C Alouette II, использовал такой же двигатель Astazou II и трансмиссию. Отличался же он полностью закрытой обшивкой фюзеляжа, включая хвостовую балку, имел два кресла пилотов, полное двойное управление и две новинки: фенестрон, или встроенный хвостовой винт, и жесткий несущий винт фирмы Bolkow. Первый опытный экземпляр, названный SA 340.001, поднялся в воздух 7 апреля 1967г., а второй - 12 апреля 1968г.
Опытный экземпляр SA.341 Gazelle, оснащенный в соответствии с требованиями проявившей к нему интерес британской армии, был собран во Франции и затем перемонтирован в Великобритании компанией Westland, став прототипом Gazelle AH.Mk.I; первый полет состоялся 28 апреля1970г. 14 мая 1970г. появился первый опытный экземпляр SA 341. Он установил три рекорда скорости для вертолетов своего класса. Это в свою очередь вызвало к машине большой коммерческий интерес, воплотившийся в значительные заказы. Французский вариант SA 341.1001 (первый полет состоялся 6 августа 1971г.) имел удлиненную кабину, увеличенную хвостовую часть и более мощный двигатель Astazou IIIA. Первые серийные вертолеты Газель сборки компании Westland появились в начале 1972г. Вертолеты принятые на вооружение французской армией обозначались SA.341F Gazelle.
Вертолет предназначен для разведки и наблюдения, связи, перевозки личного состава, эвакуации раненых и транспортировки малых грузов, а также для огневой поддержки войск. Вертолет разрабатывался совместно французской фирмой Aerospatiale и английской фирмой Westland на основании соглашения, заключенного в 1967 году правительствами Франции и Великобритании.
Изначально были запущены семь модификаций: SA 341В (в британской армии под обозначением Gazelle AH.Mkl); SA 341С (в Королевских ВМС - учебный HT.Mk2);SA 341D (в Королевских ВВС - учебный НТ.МкЗ); SA 341Е (в Королевских ВВС - VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с двигателем Astazou Н_С); SA 341G (гражданский); SA341Н (военный экспортный). Когда производственная линия "Westland" закрылась в 1984 году, уже было построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mkl. Вертолет НСС.Мк4 был построен в небольшом количестве. В конце 1980-х годов около 70 машин было оснащено оптической аппаратурой для поиска целей.
Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено комплектами из 4-х противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341М). Еще на 62-х вертолетах установили 20-мм пушки GIAT М621 на правом борту и прицел SFOM 80 (SA341F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и разведки SFIM М334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.
Конструктивной особенностью вертолета является жесткий трехлопастный несущий винт, разработанный в сотрудничестве с германской фирмой Boelkow, и многолопастный рулевой винт, установленный в туннельном канале в вертикальном оперении (фенестрон). Вертолет имеет обтекаемый фюзеляж типа полумонокок с большой площадью остекления кабины, расположенной в передней части фюзеляжа. В кабине, кроме экипажа в составе 1-2 летчиков, могут разместиться 3-4 пассажира или груз массой до 270кг.
Для доступа в кабину с обеих сторон фюзеляжа имеются по две двери. Задняя часть фюзеляжа плавно переходит в хвостовую балку, на которой установлены вертикальное оперение и стабилизатор. Вертолет оснащен лыжным шасси, на которое могут быть дополнительно установлены колеса или надувные баллонеты.
Силовая установка состоит из одного газотурбинного двигателя фирмы Turbomeca Astazou III. Двигатель установлен в обтекателе в верхней части фюзеляжа и снабжен устройством для уменьшения теплового излучения. Емкость установленных в фюзеляже топливных баков составляет 545л, возможна установка дополнительного топливного бака емкостью 200л.
Конструкция.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом фенестрон, одним ГТД и лыжным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Основным силовым элементом является жесткая платформа, состоящая из двух продольных коробчатых лонжеронов и поперечных балок. К передней части платформы крепится фонарь остекления, к задней ≈ хвостовая балка монококовой конструкции из алюминиевого сплава с обшивкой из слоистых панелей с сотовым заполнителем. На хвостовой балке установлены вертикальное оперение с рулевым винтом и стабилизатор. На платформе укреплена сварная рама из легкого сплава, к которой крепятся окна и двери кабина экипажа. К центральной части рамы, выполненной из легких слоистых панелей с сотовым заполнителем и содержащих багажный отсек и основной топливный бак, крепится главный редуктор. К задней части рамы, выполненной из KM, крепятся двигатель и хвостовая балка. Платформа для трансмиссии также выполнена из КМ. В кабине расположены два сиденья: спереди ≈ для экипажа и общее сиденье, сзади ≈ для трех пассажиров. С каждой стороны кабины имеется открывающаяся наружу дверь, сразу за которой/ расположена открывающаяся во внутрь дополнительная грузовая дверь. В полу кабины площадью 1.5м2, выполненном из слоистых панелей с сотовым заполнителем, имеются узлы для крепления груза. Доступ в багажное отделение осуществляется через заднюю перегородку или через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа. Кабина снабжена системой вентиляции, предусмотрена установка системы обогрева. Конструкция планера рассчитана на эксплуатацию в широком диапазоне температур: от -35 до +50С. В военном варианте предусмотрено бронирование кабины экипажа.
Вертикальное оперение стреловидное с несимметричным профилем, установленным под углом к продольной оси хвостовой балки, создает боковую силу в полете для уравновешивания реактивного крутящего момента.
Стабилизатор прямоугольной формы в плане с перевернутым профилем, размахом 1.93м и площадью 1.8м2. На концах стабилизатора установлены шайбы, имеющие стреловидность по передней кромке.
Шасси лыжное крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных труб. Стойки лыж снабжены обтекателями. В задней части каждой лыжи может быть установлено колесо. Предусмотрена возможность установки поплавкового шасси. Колея шасси 2м.
Несущий винт трехлопастный с полужестким креплением лопастей. Втулка выполнена за одно целое с валом несущего винта, имеет горизонтальные и осевые шарниры (вертикальные шарниры отсутствуют). Колебания лопастей в плоскости вращения ограничены упругими элементами, имеющими слоистую конструкцию из металла и силиконового эластомера. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из КМ и включают лонжерон, обшивку и сотовый заполнитель; могут вручную складываться для хранения. Хорда лопасти 0.3м, профиль лопасти NACA 0.012, площадь лопасти 1.57м2, окружная скорость концов лопастей 208м/с. Тормоз несущего винта обычного типа.
Рулевой винт ≈ вентилятор типа фенестрон диаметром 0.695м, с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава. В конструкции осевых шарниров втулки использованы самосмазывающиеся подшипники. Нагрузки от центробежных сил воспринимаются торсионами.
Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа позади кабины и закрыт обтекателем. На сопле двигателя установлен дефлектор, уменьшающий тепловое излучение вертолета. Сухая масса двигателя ≈ 160кг.
Трансмиссия состоит из главного редуктора (редуктор двигателя и несущего винта), расположенного впереди двигателя над задней частью кабины, промежуточного редуктора, расположенного над двигателем, редуктора рулевого винта и соединительных валов.
Топливная система включает два топливных бака общей емкостью 545л (один расположен под багажным отсеком). Предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 200л в задней части кабины в перегоночном варианте. Запас масла 14.6л для двигателя и 3.5л для редуктора.
Система управления гидравлическая, с давлением 3.9Мпа, включает три гидроусилителя несущего винта, и гидроусилитель рулевого механического винта. В случае отказа гидроусилителей используется обычная механическая система управления. Электрическая система постоянного тока с напряжением 28В питается от генератора мощностью 4кВт, приводимого от двигателя и электрической батареи емкостью 40 А*ч. Система переменного тока с напряжением 28В питается от мотор-генератора с мощностью 0.5кВт, напряжением 115/200В и частотой 400 Гц.
Электронное оборудование. Дополнительное связное оборудование включает приемопередатчики дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов, переговорные устройства и приемники сигналов. Дополнительное навигационное оборудование включает радиокомпас, радиовысотомер и всенаправленный УКВ-маяк. Могут быть установлены оборудование для полетов по приборам и автопилот. На противотанковом варианте AS.342M могут быть установлены автопилот PA85G, автономная система навигации ⌠НАДИР, доплеровский радиомаяк и оборудование для ночных полетов.
Вооружение может включать: два контейнера НАР калибром 70мм, две УР AS.12 класса воздух≈земля с электродистанционной системой наведения и гидростабилизированным прицелом АРХ-334, четыре (шесть) ПТУР Хоть с гиростабилизированным прицелом АРХ-379, два пулемета калибром 7.62мм или одну пушку GIAT калибром 20мм.
Модификации : |
|
SA.341B (Gazelle AH. Mk. I) | многоцелевой вертолет для армейской авиации Англии. |
SA.341C (Gazelle HT. Mk.II) | учебный вертолет для ВМС Англии. |
SA.341D (Gazelle HT. Mk.III) | учебный вертолет для ВВС Англии. |
SA.341E (Gazelle HCC. Mk.IV) | вертолет связи для ВВС Англии. |
SA.341F | многоцелевой вертолет для армейской авиации Франции. |
SA.341F/Canon | ударный вертолет огневой поддержки с 20-мм пушкой М621. |
SA.341G | вспомогательный вертолет. |
SA.341J | гражданская модификация. |
SA.341H | экспортная версия SA.341F. |
SOKO SA-341H Partizan | многоцелевой ударно-разведывательный вертолет производимый югославской фирмой SOKO. Вооружение вертолета - 4 ПТУР ПУР-62 Фаланга (АТ-2) или ПУР-64 Малютка (АТ-3) и 2 УР "воздух-воздух" Стрела-2. |
ЛТХ: |
|
Модификация | SA.341F |
Диаметр главного винта, м | 10.50 |
Диаметр хвостового винта, м | 0.695 |
Длина,м | 9.53 |
Высота ,м | 3.18 |
Масса, кг |
|
пустого | 920 |
максимальная взлетная | 1800 |
Внутренние топливо, л | 445 + опционально 290 |
Тип двигателя | 1 ГТД Turbomeca Astazou IIIA |
Мощность, кВт | 1 х 440 |
Максимальная скорость, км/ч | 310 |
Крейсерская скорость, км/ч | 264 |
Практическая дальность, км | 670 |
Дальность действия, км | 360 |
Скороподъемность, м/мин | 540 |
Практический потолок, м | 5000 |
Статический потолок, м | 2850 |
Экипаж, чел | 1-2 |
Полезная нагрузка: | 3 пассажира или 700 кг груза на подвеске |
Вооружение (опционально): | одна 20-мм пушка GIAT М621 |