Лазерный целеуказатель DAMOCLES, разработанный фирмой "Талес", относится к новому поколению подобных систем. Он способен обеспечивать управление существующих и будущих авиационных высокоточных средств поражения, таких, как КАБ GBU-12 "Пейвуэй" с лазерным наведением и КАБ, оснащенных комплектом управления AASM. Целеуказатель располагается в подвесном контейнере; все вместе весит 250 кг. Он является дальнейшим развитием лазерных целеуказателей ATLIS (применяется на истребителях "Ягуар" и "Супер Этандар") и PDL-CT и PDL-CTS (используются на самолетах "Мираж" 2000D). В системе DAMOCLES применяются новые чувствительные элементы и лазерная техника, позволяющие распознавать цели на большем расстоянии. Это, в свою очередь, дает возможность сбрасывать КАБ со значительно больших высот и на расстоянии, которое устраняет угрозу от средств ПВО малой и средней дальности. Целеуказатель имеет два поля зрения: широкое 4° х 3° и узкое 1° х 0,5°. В контейнере установлены лазерный дальномер (рабочая длина волны 1 мк), полностью соответствующий стандарту НАТО STANAG 3733 (длина волны 1,06 мк), и система сопровождения лазерного пятна (длина волны 1,06 мк). Он обладает высокой разрешающей способностью, поэтому может использоваться в разведывательных целях и для оценки последствий бомбового удара.
Целеуказатель DAMOCLES прост в обслуживании и стоит дешевле, чем аналогичные системы, выпускавшиеся ранее. Его конструкция способна выдерживать высокие ударные нагрузки при посадке истребителя на палубу авианосца. В 2001-2002 гг. он испытывался на истребителях "Мираж" 2000-9 и "Супер Этандар", а в 2003 г. начались его испытания на самолетах "Рафаль". Система DAMOCLES войдет в состав оборудования 30 истребителей "Мираж" 2000-9, закупленных ВВС ОАЭ, а также 33 самолетов "Мираж" 2000, приобретенных ранее и модернизированных в вариант 2000-9. В 2010 г. истребители "Рафаль" могут получить подвесной контейнер с оптоэлектронной системой целеуказания JOANNA, создаваемой совместно фирмами Франции и Великобритании. Эта система также может использоваться в целях навигации. Ее летные испытания планируется начать до конца 2005 г.
Для ведения воздушной разведки на истребителе "Рафаль" будет применяться подвесной контейнер POD RECO NG, спроектированный фирмой "Талес". Его также намечается устанавливать на истребителях-бомбардировщиках "Мираж" 2000N. Характеристики системы засекречены, но известно, что она позволит получать изображения далеких объектов с большим разрешением. С целью повышения эффективности датчики, установленные в контейнере, работают в различных диапазонах длин волн, а для повышения качества полученных изображений применяется цифровая обработка. Контейнер имеет систему передачи данных в масштабе реального времени. Необходимую информацию летчик сможет считывать с нашлемного прицела-индикатора. Предполагается приобрести 23 контейнера POD RECO NG (15 для ВВС и восемь для ВМС).
Используемый на истребителе "Рафаль" интерфейс "человек-машина" позволяет существенно облегчить работу летчика. Он постоянно совершенствуется, и на истребителях стандарта F3 для более эффективного обеспечения летчика информацией о воздушной обстановке совместно с нашлемным прицелом-индикатором станет использоваться РСУ VTAS. К ее разработке приступили в начале 1990-х годов. Летные испытания системы VTAS сначала проводились на учебно-тренировочных самолетах Дассо Авиасьон - Дорнье "Альфа Джет" и истребителях "Мираж" III, в дальнейшем она прошла отработку на "Рафалях". Особое внимание уделялось распознаванию речи, так как в зависимости от режима полета (скорости, высоты, перегрузки) шумовой фон в кабине меняется. Стрессовые ситуации влияют также на голос летчика. Специалистам фирм "Дассо Авиасьон" и "Талес" пришлось приложить немало усилий, чтобы разобраться с этими проблемами. Сейчас по желанию заказчика система VTAS может поставляться со словарным запасом от 90 до 300 слов. Коэффициент распознавания речи доведен до 95%, а время реакции системы управления - до 200 мс. Система VTAS также служит помощником летчика при аварийных ситуациях.
Важным элементом БРЭО является нашлемный прицел-индикатор. Фирма "Секстант" разработала для "Рафаля" систему "Топ-сайт", интегрированную с кислородной маской. Это была сложная конструкция, которую из-за технических проблем и недостаточного финансирования довести "до ума" не удалось. Поэтому руководство ВВС Франции серьезно стало заниматься альтернативными вариантами. В конце концов, борьба развернулась между израильской фирмой "Элбит", предложившей вариант нашлемной системы JHMCS, и фирмой "Талес" (в состав которой вошла фирма "Секстант"), разработавшей систему "Топсайт Е". Перед разработчиками была поставлена задача обеспечить вывод пилотажно-навигационной информации на нашлемный дисплей и обеспечить прицеливание в широком диапазоне курсовых углов. С помощью нашлемного прицела-индикатора становится реальностью "стрельба через плечо". В соревновании победила французская фирма. Ее система "Топсайт Е" сначала будет внедрена на истребителях "Мираж" 2000-5F, а в 2008 г. она появится на самолетах "Рафаль" стандарта F3. Система "Топсайт Е" может интегрироваться с различными летными шлемами, включая легкий шлем, разработанный фирмой "CGF-Галле" и недавно заказанный для сухопутных и палубных истребителей "Рафаль".
До сих пор есть критики, которые уверены в нецелесообразности закупки большого количества двухместных "Рафалей", считающих, что интерфейс "человек - машина" у истребителя недоработан. Защитники "Рафаля" заявляют, что применяемые на самолете широкоугольный ИЛС, многофункциональные цветные дисплеи с тактильным управлением и другие системы позволили сделать на самолете кабину экипажа, аналогов которой нет. Двухместные истребители "Рафаль" В и N позволят выполнять новые задания, о которых ранее не могло быть и речи. Они могут использоваться в качестве летающих командных пунктов при выполнении сложных ударных операций или пунктов управления боевыми беспилотными самолетами (ББС) типа UCAV. Оператор, сидящий в задней кабине, будет обрабатывать полученную разведывательную информацию и принимать окончательное решение, а пилот будет только управлять самолетом. Совместное использование пилотируемых и беспилотных самолетов в будущем станет очевидным, особенно в условиях, когда для завоевания господства в воздухе необходимо уничтожить вражескую систему ПВО.
"Рафаль" оснащен двумя инерциальными навигационными системами, например "Спарк" с кольцевыми лазерными гироскопами и спутниковой системой GPS, которые обеспечивают полностью автономную навигацию. Поэтому для полета не требуются подсказки наземных средств навигации, которые могут быть легко выведены из строя. Построенный по принципу открытой архитектуры навигационный комплекс получает информацию от различных источников: через GPS, систему измерения воздушных данных и радиолокационного высотомера, отслеживающего рельеф местности. Истребитель имеет высокоэффективный комплекс РЭП "Спектра". При его создании принимались во внимание достижения в области средств ПВО и РЭБ, а также возможность установки на истребителях более эффективных систем управления стрельбой. Разработку комплекса осуществляли совместно фирма "Талес" и концерн MBDA. Все его электронные системы размещены внутри самолета, использование внешних узлов подвески не требуется. Комплекс "Спектра" обеспечивает обнаружение электромагнитного излучения, предупреждает о лазерном облучении и приближении управляемых ракет (используя пассивные инфракрасные средства обнаружения), а также осуществляет радиопротиводействие и постановку пассивных помех в виде дипольных отражателей и тепловых ловушек. В состав комплекса входят четыре различных системы, а также датчики, с помощью которых обеспечивается контроль за окружающим воздушным пространством в азимуте 360°.
Новейшие достижения в области микроэлектроники позволили создать очень легкую и компактную систему, существенно менее энергоемкую и не требующую больших затрат мощности на охлаждение. Благодаря современным цифровым технологиям система "Спектра" может в пассивном режиме вести обнаружение целей на большом расстоянии, осуществлять их идентификацию и оценивать степень угрозы. Летчик, на основе полученной информации, может моментально принять защитные действия: включить систему РЭП, выполнить отстрел дипольных отражателей или тепловых ловушек или энергичным маневрированием уйти от угрозы. Технические данные "Спектры" засекречены, тем не менее известно, что она с высокой точностью в условиях мощных электромагнитных полей указывает направление на потенциальную угрозу и очень быстро ее идентифицирует. В состав комплекса "Спектра" входит высокопроизводительный процессор, в памяти которого накапливаются данные о различных целях. Таким образом на борту "Рафаля" формируется большая база данных, пользуясь которой летчику не надо иметь постоянный контакт с внешними средствами радиотехнической и электронной разведки. В ходе дальнейшего совершенствования системы "Спектра" возможно появление каналов обмена данными, в результате чего два истребителя "Рафаль" могут методом триангуляции с точностью до метра определить координаты потенциальной угрозы. Необходимо также отметить, что "Спектра" может быть перепрограммирована во время полета.
В последние годы резко возросла угроза со стороны переносных зенитных ракетных комплексов. Поэтому на истребителе используется система датчиков, предупреждающих о лазерном облучении. Эти датчики расположены с обеих сторон носового обтекателя и хвостовой части фюзеляжа, обеспечивая круговой обзор. Обязательным является также наличие на самолете датчиков, предупреждающих о
приближении ракет, имеющих тепловую ГСН. Приближающуюся ракету можно на большом расстоянии обнаружить по тепловому следу работающего двигателя; при этом не надо использовать радиолокационные средства обнаружения, способные демаскировать "Рафаль". В целях самообороны могут использоваться тепловые ловушки или оптоэлектронные ложные цели. Для их отстрела на самолете есть четыре устройства.
Комплекс "Спектра" не является просто традиционным средством самообороны. Он тесно связан с БРЛС RBE 2 и системой FSO. Таким образом, существенно улучшается оповещение летчика о тактической ситуации в окружающем пространстве: сигналы
от всех датчиков формируют единую картину, которая помогает летчику правильно оценить ситуацию. На цветной тактический дисплей в кабине на основе данных, полученных комплексом "Спектра", выводится карта местности с указанием опасных зон, которые летчик должен избегать.
Летные испытания комплекса "Спектра" на самолете "Рафаль" начались в сентябре 1996 г. Под его установку был переоборудован первый опытный палубный истребитель М02. С тех пор комплекс прошел испытания в условиях различных сценариев радиоэлектронной войны. Например, в апреле 2000 г. "Рафаль" М02 принял участие в учениях НАТО "Мейс X" на юго-западе Франции. В этих учениях были задействованы различные средства ПВО, включая ЗРК "Кроталь" NG и "Аспикс", датский усовершенствованный ЗРК "Хоук Эдвансд", датскую армейскую систему ПВО от низколетящих самолетов DALLADS, норвежскую усовершенствованную систему ПВО NASAMS, а также попавшие на Запад советские ЗРК 9М331 "Тор" и 9КЗЗ "Оса". Самолет "Рафаль" М02 без проблем выполнил все поставленные задачи.
В настоящее время система "Спектра" выпускается серийно и принята на вооружение. Она обладает большим потенциалом в своем развитии. В ее состав планируется включить буксируемую радиолокационную мишень и лазерную систему, предназначенную для поражения приближающихся ракет с тепловой головкой самонаведения. Инженеры фирм "Дассо Авиасьон" и "Талес" уверены, что "Спектра" уже в настоящее время способна защитить самолет от существующих угроз и тех, которые могут появиться в ближайшем будущем. Поэтому усовершенствованный вариант системы потребуется не скоро.
"Рафаль" обладает развитым радиосвязным оборудованием, состоящим из четырех систем: одна работает в диапазоне УКВ/СВЧ, другая обеспечивает засекречивание УКВ-связи и две системы каналов передачи данных, интегрированных с терминалом многофункциональной системы распределения информации "Линк 16". В современном воздушном бою успех определяется наличием необходимой информации и знанием тактической обстановки.
В будущем ключевой станет концепция "сетецентрической войны", когда все задействованные средства, вплоть до каждого солдата, связаны единой информационной сетью с выходом на центральный командный пункт. С помощью перспективных технологий будет сформирована глобальная военная информационная система - "инфосфера" - которая позволит держать под контролем боевые операции и максимально быстро обмениваться тактической информацией. В результате все вооруженные силы будут действовать в едином "боевом пространстве".
С самого начала разработки "Рафаля" в него были заложены возможности по обмену тактической информацией. С этой целью на нем используется соответствующая система "Линк 16", которой могут пользоваться вооруженные силы Франции и потенциальные заказчики других стран НАТО. Эта система создана совместно специалистами Франции, ФРГ, Италии, Испании и США. Она получилась легкой (ее блок весит всего 29 кг) и способной передавать и принимать информацию со скоростью 200 Кбайт/с. С помощью системы "Линк 16" каждый истребитель "Рафаль" будет иметь доступ к данным, полученным другими самолетами (включая самолеты ДРЛОУ) и наземными средствами наблюдения. Эта система позволит радикально изменить тактику воздушной войны, так как позволит истребителю за счет обмена данными о целях незаметно подкрадываться к цели и атаковать ее.
При разработке системы "Линк 16" широко использовались цифровые технологии. Европейцы вместе с американскими партнерами создали очень легкую и надежную систему, в состав которой входит тактическая навигационная система TACAN. Система имеет две антенны, обеспечивающие круговой обзор. Испытания этой системы сначала проходили на летающей лаборатории "Фалькон" 20 и истребителе "Мираж" 2000, затем ее установили на "Рафаль", с борта которого осуществлялся успешный обмен информацией с наземным тренажером СЗ. Во время учений летом 2001 г. два истребителя "Рафаль", оснащенные системой "Линк 16", успешно взаимодействовали с палубным самолетом ДРЛОУ Нортроп Грумман Е-2С "Хоукай", на котором стояла американская система JTIDS.
Первый серийный комплекс "Линк 16" был установлен на "Рафаль" в 2003 г. Полностью он войдет в строй на самолетах стандарта F2. В будущем этот комплекс будет связан со спутниковой системой связи, которая существенно повысит качество процесса обмена информацией. Для стран, не являющихся членами НАТО, "Дассо Авиасьон" и "Талес" разработали систему передачи данных LX-UHF. Эту систему для своих "Миражей" 2000 выбрали два неназванных заказчика. По своим параметрам она сопоставима с системой "Линк 16".
В1999 г. фирма "Талес" объявила, что с целью расширения экспортного потенциала истребителя "Рафаль" он будет на внешнем рынке предлагаться с БРЛС RBE 2 с АФАР. Несмотря на то, что радар RBE 2 уже превзошел по характеристикам старые БРЛС с механическим сканированием, полностью его потенциал раскроется в будущем. Работы над АФАР фирма "Талес" начала в 1990-х годах и достигла большого прогресса в этой области. Она работает по ряду программ, в рамках которых создаются АФАР для наземных, морских и воздушных носителей. Эти исследования ведутся параллельно с европейской программой создания многорежимной твердотельной АФАР AMSAR, которая в перспективе может быть установлена на истребителях "Рафаль" и "Тайфун" во время регламентных работ. Испытания АФАР на "Рафале" начались в апреле 2003 г.
Новая АФАР, которую собираются интегрировать в конструкцию БРЛС RBE 2AA, состоит из 1000 твердотельных ППМ, использующих арсенид галлия. С их помощью увеличится мощность излучения и дальность обнаружения целей, повысится надежность антенны. При отказе приемного или передающего устройства большинство БРЛС становятся бесполезными. Выход из строя нескольких ППМ у АФАР практически не повлияет на режим ее работы. Прием и первичная обработка отраженных сигналов осуществляется в каждом модуле, что позволяет сканировать пространство в широкой области с очень большой скоростью. Новая антенна увеличит угловой раскрыв станции RBE 2AA до +70° (у БРЛС с пассивной антенной раскрыв равен +60°), а дальность действия возрастет как минимум на 50%.
Открытая архитектура станции RBE 2 дает возможность дальнейшего ее развития. Новая антенна будет полностью взаимозаменяемой, и при ее установке не потребуются изменения в процессорах. Потребуются только незначительные изменения в программном обеспечении и кое-какие доработки в электроцепях. АФАР появится в эксплуатации в 2006 г., и, хотя решения пока не принято, после этого вооруженные силы Франции перейдут на эту технологию.
Истребитель "Рафаль" весьма эффективный носитель вооружения, для его размещения имеется 14 (на варианте для ВВС) и 13 (на палубном варианте) внешних узлов подвески. Фирма "Дассо Авиасьон" особо подчеркивает, что самолет может нести боевую нагрузку до 9500 кг. Ранее уже отмечалось, что пять внешних узлов являются "мокрыми", т. е. предназначены для установки ПТБ.
Основным оружием класса "воздух - воздух" на "Рафале" является ракета "Мика", разработанная совместно фирмами "Мэтра" и "БАЕ Дайнэмикс" (в настоящее время входят в состав ракетостроительного концерна MBDA). Ракета имеет стартовую массу 112 кг и может поражать цели в ближнем бою и за пределами визуальной дальности. Ракета "Мика" отличается высокой маневренностью; с помощью двигателя с отклоняемым вектором тяги, развитого оперения и высокоэффективных поверхностей управления она способна выполнять эволюции с перегрузкой 50. В состав вооружения истребителя "Рафаль" входят два варианта ракеты: "Мика" ЕМ с активной радиолокационной системой наведения и "Мика" IR с тепловизионной ГСН. Оба варианта имеют одинаковую конструкцию, одни и те же боеголовки и двигатель; единственное отличие - разные системы наведения.
Ракета "Мика" ЕМ, оснащенная активной радиолокационной системой наведения, после пуска самостоятельно летит к цели, а истребитель в это время быстро уходит из зоны, где может быть обнаружен и атакован противником. С помощью таких ракет летчик может одновременно атаковать несколько воздушных целей. Во время испытаний один истребитель успешно поражал сразу две цели. Ракета "Мика" ЕМ в настоящее время находится на вооружении истребителей "Мираж" 2000-5, входящих в состав ВВС Тайваня и Катара, она также будет устанавливаться на самолетах "Мираж" 2000-9 ВВС ОАЭ.
УР "Мика" IR предназначена для замены ракеты ближнего воздушного боя "Мажик" 2, также оснащенной тепловой ГСН. Ракета будет устанавливаться на истребителях "Рафаль", соответствующих варианту F2. Тепловизионная система наведения обладает рядом преимуществ. Во-первых, ракету с такой системой нельзя обнаружить, так как она не излучает электромагнитных импульсов. Во-вторых, она имеет хорошее угловое разрешение, что обеспечивает высокую точность попадания в цель. С помощью нашлемного прицела "Топсайт" Е ракету можно направлять к целям, летящим параллельным курсом.
Однако ракета "Мика" не является исключительным вооружением истребителя "Рафаль". Появление УР класса "воздух - воздух" средней дальности (американская AIM-120 AMRAAM и российская Р-77) заставило министерство обороны Франции пересмотреть свою стратегию и изучить возможность установки таких ракет на истребителе. В июне 1999 г. во время Парижской авиационно-космической выставки появилась информация о возможности присоединения Франции к разработке европейской ракеты "Метеор", предназначенной для истребителя Еврофайтер "Тайфун". Ракета "Метеор" создается в рамках программы BVRAAM, предусматривающей разработку ракеты класса "воздух - воздух", способной поражать цели за пределами визуальной дальности. Одно время конкурентом была американская ракета Рейтеон FMRAAM, представляющая собой вариант ракеты AIM-120.
Участие вооруженных сил Франции в вооруженном конфликте в Косове должно было показать, насколько бомбовое вооружение применимо в будущих войнах. Для нейтрализации важных целей с минимальными собственными потерями все возрастающую роль играет высокоточное ("интеллектуальное") оружие. Поэтому такое оружие войдет в состав вооружения истребителя "Рафаль". Речь идет о тактических КР MBDA "Апаш" и SCALP EG. Ракета "Апаш", оснащенная кассетной БЧ, предназначена для разрушения взлетно-посадочных полос. С ее помощью планируется быстро обеспечить превосходство в воздухе. Ракета "Апаш" обладает малой тепловой и радиолокационной заметностью, что позволяет ей легко скрываться в складках рельефа местности. В состав ее БЧ входят 10 суббоеприпасов "Крисе", которые могут выстреливаться вбок и вертикально вниз.
Крылатая ракета SCALP EG имеет большую дальность полета и оснащена одной мощной проникающей БЧ, способной поражать подземные сооружения. После пуска с самолета КР SCALP EG самостоятельно летит к цели, используя спутниковую систему навигации GPS и систему слежения за рельефом местности. На конечном участке траектории начинает действовать пассивная тепловизионная система наведения. В бортовой компьютер ракеты до старта закладываются цифровые изображения заданной цели и окружающей ее местности. В полете происходит сравнение виртуальных изображений с реальными, благодаря чему достигается высокая точность попадания. Министерство обороны Франции планирует закупить 500 ракет SCALP EG (450 для ВВС и 50 для ВМС). Однако высокая стоимость ракет может уменьшить объем закупок.
В конце 1990-х годов во Франции приступили к разработке недорогого модульного комплекта AASM, предназначенного для установки на обычные авиационные средства поражения класса "воздух-поверхность" с целью повышения точности попадания. Комплект AASM обеспечивает всепогодное применение вооружения, в его состав входят инерциально-спутниковая система навигации и средства наведения на конечном участке полета. В объявленном министерством обороны Франции конкурсе приняла участие 31 фирма, из которых сначала отобрали три - "Аэроспасьяль-Матра", "Матра/БАЕ Дайнэмикс" и "Сажем". В сентябре 2000 г. фирма "Сажем" была объявлена победителем конкурса и получила контракт на поставку для ВВС и ВМС 3000 комплектов AASM, первый из которых должен быть поставлен в 2005 г.
Первый комплект AASM предназначается для бомб калибром 250 кг (аналогичных американским бомбам Мк.82), в последующем были разработаны другие варианты комплектов, в том числе оснащенные ракетным двигателем. С помощью комплекта AASM, имеющего ракетный двигатель, боеприпас, сброшенный с высоты 13700 м, может совершать управляемый полет на расстояние 60 км при точности попадания около 1 м.
Истребитель "Рафаль", соответствующий стандарту F3, будет нести более широкую номенклатуру вооружения класса "воздух-поверхность". В качестве примера можно привести перспективную ПКР ANF, предназначенную для замены ракет AM-39 "Экзосет". Эта ракета, оснащенная ПВРД, способна лететь со сверхзвуковой скоростью (число М=2,5) на большое расстояние. В системе управления ракеты используется принцип "выстрелил и забыл". Ее мощная БЧ способна пробивать корпус любого корабля, а высокая скорость позволит преодолевать систему корабельной ПВО. Ракета ANF является первым членом семейства новых многоцелевых сверхзвуковых ракет, создающихся на основе результатов исследовательской программы VESTA, в ходе которой отрабатывались аэродинамика и силовая установка будущих ракет. Программа VESTA началась в 1996 г., в 2002 г. были выполнены первые испытательные пуски опытных ракет с наземной установки. Эта программа также должна способствовать снижению технического риска при создании ракеты ANF и помочь в получении технологий, способных уменьшить финансовые затраты. В 2008-2010 гг. планируется приступить к пускам ракеты с самолета.
Будущая авиационная ракета класса "воздух-поверхность" средней дальности ASMP-A, способная нести ядерный боезаряд, также использует результаты программы VESTA. Новая ракета заменит ранее созданную ракету ASMP, носителями которой являются истребители "Мираж" 2000N французских ВВС и палубные истребители "Супер Этандар". По конструкции ракета ASMP-A практически ничем не отличается от предшественницы, но оснащена более мощным жидкостным ПВРД нового поколения. За счет увеличенного времени работы двигателя удалось существенно увеличить дальность полета, выбирая при этом наиболее оптимальные траектории. К исследованиям ракеты ASMP-A приступили в 1996 г., в 2000 г. началось ее непосредственное проектирование. Начальная оперативная готовность ракеты намечена на 2008 г. Ее носителями станут истребители "Рафаль" и "Мираж" 2000N.
Компания GIAT разработала для самолета новую пушку 30 М 791. Это единственная в мире одноствольная 30-мм пушка имеет скорострельность 2500 выстрелов в минуту. Для пушки были разработаны 30-мм снаряды, обладающие высокой проникающей способностью и зажигательными свойствами. Снаряд из пушки вылетает со скоростью 1025 м/с. Отсек с пушкой, весящей 120 кг, интегрирован в конструкцию правого воздухозаборника. Все варианты истребителя "Рафаль" имеют магазины, рассчитанные на 125 снарядов; при стрельбе каждые полсекунды выстреливается 21 снаряд. Эффективная дальность стрельбы по воздушной цели составляет 1500 м. При заклинивании снаряда специальное пиротехническое устройство осуществляет его выброс. На двухместном палубном истребителе пушка может быть снята, а вместо нее устанавливается дополнительное радиоэлектронное оборудование.
В декабре 1998 г. на заводе фирмы "Дассо Авиасьон" в Бордо-Мериньяке на юго-западе Франции состоялась церемония передачи заказчику первого серийного истребителя "Рафаль". Это был двухместный вариант "Рафаль" В (В301), предназначенный для ВВС. В июле 1999 г. французские ВМС получили первый палубный "Рафаль" М. Начальные темпы производства были очень низкими. В 2001 г. было поставлено всего шесть машин. К октябрю 2002 г. на вооружение поступили только 13 истребителей "Рафаль", соответствующих стандарту F1 (два в варианте В и один в варианте С для ВВС и 10 в варианте М для ВМС). В серийном производстве задействованы четыре завода фирмы "Дассо Авиасьон": сборка фюзеляжа осуществляется в Аржантейе, крыло - в Мартиньясе, вертикальное оперение - в Биаррице, а общая сборка в Бордо-Мериньяке.
Первоначально предполагалось построить для ВВС 250 истребителей, затем это количество было сокращено до 234, включая 95 одноместных и 139 двухместных. Такая пропорция была основана на опыте эксплуатации двухместных истребителей "Мираж" 2000N и D. Командование ВМС сначала хотело приобрести 86 одноместных истребителей "Рафаль" М, однако сокращения в военном бюджете заставили уменьшить закупки до 60 самолетов. В это число были включены двухместные варианты "Рафаль" N (ранее имел обозначение ВМ). Поставки распределены следующим образом: 25 одноместных и 35 двухместных.
Предполагалось, что первый самолет "Рафаль" N поднимется в воздух в 2005 г., а поставки на вооружение начнутся в 2007 г. Однако из-за упомянутых выше сокращений военных расходов начало летных испытаний самолета перенесли на 2006 г., а принятие на вооружение на 2008-2009 гг. Если в дальнейшем ничего меняться не будет, то поставки всех 294 истребителей "Рафаль" завершатся к 2020 г.
С целью уменьшения затрат на НИОКР и закупки, а также снижения технического риска министерство обороны Франции и "Дассо Авиасьон" разработали поэтапный подход к поставкам самолетов. Первые три истребителя для ВВС (одноместный С101 и двухместные В301 и В302) и десяток палубных машин (М1-М10) были построены в соответствии со стандартом F1. Это означает, что истребители могли использоваться только в качестве перехватчиков и в состав их вооружения входили УР класса "воздух - воздух" "Мика" ЕМ с радиолокационным самонаведением и "Мажик" 2. Эти самолеты не имели радаров RBE2 с системой электронного сканирования, обеспечивающих уничтожение наземных целей. Истребители "Рафаль" М были приняты на вооружение в 2000 г. В мае 2001 г. из них было сформировано первое авианосное авиакрыло 12F, дислоцированное на базе в Ландивизо.
Истребители "Рафаль" В301, В302 и М1 в дальнейшем были переданы в испытательный центр в Истре, где они использовались для предстоящего перевода самолетов в стандарт F2. Правда, самолет М1 с 2002 г. половину времени находился в Ландивизо в составе своего авиакрыла. Самолеты, соответствующие стандарту F2, могли уже нести тактические крылатые ракеты SCALP EG и КАБ, оснащенные комплектом наведения AASM, т. е. их уже можно было использовать для ударных операций. Истребители стандарта F2 получили пассивную систему FSO и систему распределения тактической информации "Линк-16", а БРЛСР RВЕ2-режим работы по наземным целям. В память бортового компьютера ввели цифровую базу данных с трехмерными изображениями местности, что позволяло совершать полет на малой высоте в режиме огибания земных препятствий. Вместо ракет "Мажик" 2 самолеты стали получать ракеты "Мика" IR с тепловизионной системой наведения. Палубный истребитель стандарта F2 будет оснащен подвесным устройством для передачи топлива на другие самолеты. В конце января 2001 г. был подписан контракт на поставку 48 истребителей стандарта F2, включая 33 машины для ВВС и 15 -для ВМС. Первый самолет был поставлен в 2004 г. Формирование первой эскадрильи из усовершенствованных истребителей должно завершиться в конце 2005 г. Начиная с 2008 г. на вооружение станут поступать истребители, соответствующие стандарту F3 (198 самолетов "Рафаль" В и С и 35 палубных истребителей "Рафаль" М и N). Изготовленные по этому стандарту самолеты будут по-настоящему многофункциональными. Кроме борьбы с воздушными и наземными целями, истребители смогут выполнять противокорабельные операции (с помощью ПКР "Экзосет" или ANF), вести разведку (для этого будет использоваться подвесной контейнер POD RECO NG) и использоваться в качестве самолетов-заправщиков. В состав вооружения самолетов стандарта F3 войдет ядерная ракета ASMP-A. Предназначенная для установки на истребители система перекачки топлива в полете будет более совершенной, чем используемая на машинах стандарта F2. Палубные истребители "Рафаль" стандарта F3 заменят устаревшие машины "Супер Этандар". Необходимо отметить, что "Супер Этандары" уже вооружаются противокорабельными ракетами "Экзосет", а некоторые оснащены подвесными контейнерами с разведывательным оборудованием. Тем не менее возможности "Рафалей" будут несравнимо выше. За последнее время бурно развивается авиационное разведывательное оборудование; создаваемая система POD RECO NG еще больше расширит возможности ведения разведки. Эта система будет устанавливаться на "Рафалях" в 2008 г. (с 2005 г. начнется снятие с вооружения самолетов-разведчиков "Мираж" F1CR).
В целях унификации истребительного парка со временем все истребители, построенные по стандартам F1 и F2, будут модернизированы в вариант F3. Идут разговоры, что в перспективе может появиться истребитель стандарта F4, кото