

Также на базе M113 был в 1960-х годах разработан самоходный ЗРК XM546 «Молер», вооружённый батареей из девяти одноимённых ракет, размещавшейся на удлинённом шасси M113. В связи со сложностью и дороговизной, как и появлением более дешёвых альтернатив, в конце 1960-х годов работы по XM546 были прекращены и в серийное производство он не пошёл, в отличие от различных ЗРК на базе M548.
Ряд государств, имевших на вооружении M113, также создавали на его базе ЗСУ собственной разработки. Наиболее крупной программой из них стал ADATS, совместная разработка швейцарской фирмы «Эрликон» и американской «Мартин Мариэтта». Могущий базироваться как на стандартном M113, так и других платформах, прежде всего M2/M3 «Брэдли», ADATS вооружается 25-мм пушкой и восемью пусковыми установками универсальных ракет, помимо воздушных целей способных бороться с наземной бронетехникой. Основным заказчиком этих ЗСУ должны были стать США, однако из-за проблем с финансированием они были вынуждены отказаться от этой программы и единственным оператором ADATS стала Канада, для которой в 1988—1994 годах были произведены 36 машин.
Итальянская SIDAM-25, созданная в начале 1980-х годов, вооружена счетверённой 25-мм пушкой KBA. Серийное её производство осуществлялось с конца 1980-х годов, всего было выпущено, по меньшей мере, 64 таких ЗСУ. Вооружение разработанной в 1986 году египетской «Синай-23» состоит из спаренной 23-мм пушки ЗУ-23-2 и трёх зенитных ракет. Переоборудование этих САУ из бронетранспортёров осуществлялось в 1989—1994 годах, всего было получено 45 машин этого типа.
Эксплуатация и боевое применение
Вьетнамская война


Ареной наиболее длительного и активного боевого применения M113 стала Вьетнамская война. С 1961 года, когда увеличилась вовлечённость США в войну, было решено снабдить войска Южного Вьетнама, до этого вооружённые лишь бронетехникой времён Второй мировой войны, современными боевыми машинами. Выбор пал на M113, и в марте 1962 года во Вьетнам были перенаправлены предназначавшиеся для войск в Европе 32 машины, что позволило укомплектовать ими две полных роты мотопехоты. В 1962 году обе роты вели боевые действия в районе дельты Меконга, во многом носившие характер фронтовых испытаний. Первый опыт их боевого применения продемонстрировал высокую эффективность нового вооружения, в том числе высокую подвижность M113, даже когда им приходилось вести бои в малопроходимых рисовых полях. Для партизан НФОЮВ применение нового бронетранспортёра оказалось неожиданностью и поначалу они несли тяжёлые потери в боевых столкновениях с ними. Но в дальнейшем, по мере накопления опыта, они начали стараться действовать на местностях, малопроходимых даже для M113 и использовать против него более тяжёлое вооружение. Эффективным оказался и сосредоточенный огонь по стрелку из пулемёта.


На практике, принятая США доктрина использования бронетранспортёров, рассматривавшая их лишь как средство доставки пехоты на поле боя, где они должны были вести бой спешившись, для Вьетнама оказалась непригодна. Спешившаяся пехота резко утрачивала подвижность и защищённость бронетранспортёра и не могла адекватно среагировать на боевую обстановку, поэтому стандартной тактикой стало ведение боя не спешиваясь, когда командир бронетранспортёра занимался поражением удалённых или танкоопасных целей из своего 12,7-мм пулемёта, в то время как пехотинцы вели огонь из личного оружия, стоя в открытом грузовом люке. Это, в свою очередь, потребовало и внесения изменения в конструкцию бронетранспортёра, прежде всего требовалось броневое прикрытие для командира при стрельбе из пулемёта, а также общее повышение огневой мощи бронетранспортёра.
После первого удачного опыта, Южному Вьетнаму были направлены дополнительные бронетранспортёры, а с 1965 года во Вьетнам начали прибывать регулярные войска США, также с собственными M113, но число последних было поначалу незначительным. Морская пехота, на чью долю приходилась большая часть бронетехники, использовала бронетранспортёры LVTP5. Армия же, из-за ограничений, продиктованных как политическими причинами, так и сомнениями командования в эффективности применения бронетехники в условиях Вьетнама, смогла привезти с собой лишь один эскадрон M113 и танков M48, но и на его использование были наложены многочисленные ограничения.
В войсках вооружение M113 нередко усиливалось путём установки дополнительных вооружений, включавших в себя 7,62-мм пулемёт Гатлинга M134, дополнительные 12,7-мм пулемёты M2 или различные безоткатные орудия, калибром от 57 до 106 мм. Распространена также была установка импровизированных щитков для пулемёта командира. На основе подобных переделок были разработаны комплекты «A» и «B» и аналогичная им по конструкции модификация ACAV, ставшие единственным стандартизованным в войсках США вариантом подобного усиления.
Помимо США и Южного Вьетнама, M113 использовались и рядом их союзников. Наиболее активно из них использовали бронетехнику австралийские и объединённые с ними новозеландские войска. Первые австралийские бронетанковые эскадроны прибыли во Вьетнам в 1967 году и в дальнейшем использовались в основном в прибрежном районе к юго-востоку от Сайгона. Часто, австралийские бронетанковые подразделения использовали тактику «молота и наковальни», зажимая противника между наступающими танками и занимавшими оборониельные позиции бронетранспортёрами с пехотой. В австралийских войсках также были распространены полевые модификации M113, помимо обычных дополнительного оружия и щитков, включавшие в себя установку башен с бронеавтомобилей «Саладин», с 76-мм пушкой, и V-100, со спаренными 7,62-мм пулемётами. Кроме них, M113 в значительно меньших количествах использовались таиландскими и южнокорейскими войсками, а также филиппинскими, но последние использовали их лишь как патрульные машины.
Оценка машины


В целом, машина для своего времени была нужной и неплохой. В данный момент сильно устарела. Однако, большой крупносерийный выпуск подтверждает оказанное ей доверие.
Тактико-технические характеристики
ТТХ основных модификаций M113 | ||||
M113 | M113A1 | M113A2 | M113A3 | |
---|---|---|---|---|
Размеры | ||||
Длина, м | 4,86 | 4,86 | 4,86—5,30 | 5,30 |
Ширина, м | 2,69 | 2,69 | 2,69 | 2,69—3,05 |
Высота, м | 2,50 | 2,50 | 2,52 | 2,52—2,55 |
Масса без нагрузки, т | 9,13 | 9,45 | 9,91—10,31 | 10,82 |
Боевая масса, т | 10,37 | 8,54—10,91 | 11,33—11,72 | 10,02—12,32—14,04 |
Подвижность | ||||
Двигатель | карбюраторный 8-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения Chrysler 75M 215 л. с. | дизельный 6-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения General Motors 6V53 212 л. с. | дизельный 6-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения General Motors 6V53 212 л. с. | дизельный 6-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения с турбонаддувом General Motors 6V53T 275 л. с. |
Удельная мощность, л. с./т | 18,8 | 17,6 | 16,4—17,0 | 17,7—20,2 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 64 | 64 | 64 | 64 |
Максимальная скорость на плаву, км/ч | 5,6 | 5,8 | 5,8 | 5,8 |
Запас хода по шоссе, км | около 320 | около 480 | около 480 | около 480 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,51 | 0,53 | 0,55—0,57 | 0,60—0,69 |
Преодолеваемый подъём, град | 30 | 30 | 30 | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 1,67 | 1,67 | 1,67 | 1,67 |
Преодолеваемый брод, м | плавает | плавает | плавает | 1,02 |